Музыкант и музыкальный критик Сергей Пукст о сборнике дуэта "Александра и Константин" в рецензии для "СБ – Беларусь Сегодня": "В музыке "Александры и Константина" есть целый ряд интересных гармонических находок, на которых просто в силу ритмического разгона не успеваешь остановиться".
Группа "Александра и Константин" за свою историю переживала разное – стремительные взлеты и жесточайшие разочарования, когда снова приходилось начинать все сначала и восстанавливать, казалось, навсегда завоеванные позиции. Так было, напомню, когда ребята съездили на "Евровидение". После того как выступление дуэта было признано неудачным, СМИ практически перестали о них писать и в истории коллектива наступила черная полоса. Тем не менее дуэт смог преодолеть это сложное испытание и диск, о котором пойдет речь, является тому подтверждением.
Альбом "Ключы златыя" состоит из 19 треков и является своеобразным the best коллектива. В него вошли песни из альбомов "За лiхiмi за марозамi", "Сойка", "Аўтаномная навiгацыя". При некоторой видимой эклектичности (при общем преобладании белорусскоязычных песен в репертуаре группы встречаются песни на русском и английском языках) все композиции можно охарактеризовать как спокойный, без неожиданностей, поп-рок, идеально подходящий под 75% музыкального вещания. Что, безусловно, тоже нужно.
Дуэт популярен у нас в стране. Ребята сразу, с первых выступлений обратили на себя внимание. Помимо необычного вокала Александры Кирсановой и виртуозной гитары Константина Драпезы, было очевидно другое: оба музыканта обладают харизмой. Что позволяет зрителю видеть не просто исполнителей, но образы. Скажем, благородного рыцаря и очаровательной принцессы. Группа исполняла (и исполняет) качественную и безукоризненно гладкую поп-фолк-музыку, где изюминкой был самобытный голос Александры. Выскажу предположение, что тогда дуэт почувствовал, что белорусская музыка может получить международное признание, если приблизить звучание к кантри и блюзу (что вполне объяснимо, поскольку оба начинали с исполнения джаза и музыки new age – в первый альбом "За лiхiмi за марозамi" было включено несколько англоязычных композиций).
Когда слушаешь диск, это сближение с западными стандартами иногда дезориентирует – сложно сказать, например, почему после достаточно очевидного поп-кантри вступления песни "Du-du da-da" зазвучали слова про "Саўку i Грышку", а не текст на английском языке.
Но это все придирки. С точки зрения поп-продукта все песни сделаны безукоризненно.
Это странно прозвучит, но на фоне общего приподнятого настроения диска радует невеселая "Пара дамоў" с интересным мажоро-минором голоса и аккомпанемента. Песня "Отпусти" с неожиданной джазовой гармонией в припеве. Очевидно выигрышно смотрятся ранние работы коллектива "За лiхiмi за марозамi" и "Ой, арол, арол", принесшие музыкантам первый успех у слушателя.
Я прекрасно понимаю, что мой музыкальный опыт носит принципиально иной характер, а популярность – совсем иные масштабы, но осмелюсь высказать несколько мыслей по поводу услышанного. В музыке "Александры и Константина" есть целый ряд интересных гармонических находок, на которых просто в силу ритмического разгона не успеваешь остановиться. С моей точки зрения, динамика, как я уже говорил, чересчур ровная. Временами кажется, что аранжировки излишне аккуратны для самобытного голоса Александры.
Есть ощущение, что музыканты рассматривают свое творчество с точки зрения слушателя. Это понятный и оправданный взгляд. Я вынужден рассматривать его с точки зрения критика. А эти точки зрения почти никогда не пересекаются.
Думаю, было бы здорово, если бы "Александра и Константин" сделали глубоко альтернативную программу. Без метронома. В театральном ключе. Исполнили бы белорусские песни, но не веселые, а щемяще-проникновенные. Без привычной закругленности мелодий. Безусловно, в коммерческом отношении такая программа будет, скорее всего, проигрышной. Как минимум рискованной. Но именно поэтому необходимой.
Хотя очевидно, что это пожелание критика.
Оригинал публикации на сайте "СБ - Беларусь Сегодня".
Прочитать рецензии "штатных" экспертов на этот альбом вы можете здесь
Об авторе:
Композитор, аранжировщик, пианист, гитарист, журналист. Родился 14.10.1972 в Минске. Окончил среднюю специальную музыкальную школу при Белорусской государственной консерватории по классу кларнета (1986), Минское художественное училище по специальности обработка дерева, кости, камня (1991), Минский государственный лингвистический университет (1996). В 1997-99 годах учился на подготовительном отделении Белорусской академии искусств (вокал). В начале 90-х был участником панк-группы "Король пчел", позже стал выступать соло (в том числе в рамках группы "Pukstband"). С 2007 – музыкальный обозреватель газеты "СБ – Беларусь Сегодня".