О проекте

Внештатный эксперт С.Пукст: Сердце Дурака "Децтво"

 

Музыкант и музыкальный критик Сергей Пукст о дебютном альбоме группы "Сердце Дурака" в рецензии для "СБ – Беларусь Сегодня": "Как это сделано? Неизвестно. Это чистый звенящий металл поэзии. Я чувствую здесь ту высшую непросчитанность, которая и есть талант".

Недавно я принимал участие в голосовании портала Experty.by в качестве независимого эксперта. Для этого нужно было отслушать аж 60 альбомов. Да, уважаемый читатель, и это только то, что выходит официально. Мой выбор многим показался довольно неожиданным. Первое место в моем личном рейтинге заняла могилевская группа "Сердце дурака". Действительно, странное решение, на первый взгляд. Группа играет в стиле, близком к традиционному року, известному с девяностых годов как русский. То есть многие критики справедливо полагают, что это нечто устаревшее по определению. Более того, там есть песня с названием "Рок-н-ролла не будет" – вопрос тоже, как известно, уже давно перестали обсуждать. "Рок-н-ролл мертв", – выступил однажды Борис Борисович Гребенщиков, закрыв тему. Мое решение выглядит тем более неразумным, так как я повсеместно считаюсь авангардистом и музыкальной форме уделяю большое внимание. И своим выбором загоняю себя в логический и статусный тупик.

Стоит напомнить, что в прошлом году было несколько общепризнанных открытий. Выстрелила группа The Toobes, "Ляпис Трубецкой" выпустил "Культпросвет", группа "Петля пристрастия" со своим прекрасным постпанковским альбомом "Всем доволен!" переворачивает сознание московских меломанов... А здесь – русский рок.

Все альбомы, которые я только что перечислил, имеют сумму слагаемых, благодаря которым они привлекают внимание, "цепляют" слушателя. Те же The Toobes играют с первобытной агрессией, атакуя слушателя с первых же тактов. Есть чем плениться. Задуматься почти невозможно.

В альбоме "Децтво" очевидных аттракционов нет. Просто сыграна музыка, которая подчеркивает смысл высказывания, использованы средства, которые призваны подчеркнуть главное – текст.

И здесь все упирается в фигуру солиста – одареннейшего поэта Тимофея Яровикова. Как можно объяснить, почему человек талантлив? Очень просто. Тексты Тимофея содержат лавину образов, которые с точки зрения технологии создания стихов остались для меня непонятными. Ну, например, "наши крылья держит добрый ветер. В остальном виновны мы с тобой". Как это сделано? Неизвестно. Это чистый звенящий металл поэзии. Я чувствую здесь ту высшую непросчитанность, которая и есть талант.

Еще один парадокс. Мне за долгое время впервые понравилось почти полное отсутствие самоиронии. Чистый оголенный нерв. И практически всегда интонационно оправданный. Конечно, здесь есть свои перехлесты – такие "сильные" строки, как "хоть душу в клочья порви", балансируют на грани. Но тут же возникает откуда-то "на девичьих лицах цветет хохлома" и выравнивает текст.

Альбом писался несколько лет. По словам лидера группы, многие из песен он написал очень давно и немного устал. Но у меня ощущение, что это только пошло на пользу. Альбом стал цельным и внутренне зрелым. Было время проследить взаимосвязи, найти внутреннюю логику расположения песен на диске. Чувствуется, что композиции естественно продолжают друг друга. В результате чего очень многое, больше, чем кажется с первого взгляда, сделано сознательно. Особенно цельной и выстроенной выглядит центральная часть альбома. Песня "Пропасть" эмоционально поддерживается композициями "Раздражает" и "Поцелуи". Несколько выпадает (написанная и записанная, правда, другой группой) песня "Деревья". Но думаю, у нас просто разные взгляды на эту песню, и она не находит у меня отклика. Так тоже бывает.

Детство, как говорит Тимофей, это не тема альбома, а, скорее, объект осмысления. Таким образом название подсказывает нам еще один ракурс, еще одну возможность прочтения творчества коллектива. Но интересно, что даже самые интуитивные тексты Яровикова, такие как "21-й в полыни", абсолютно не производят случайного впечатления. Они сделаны очень точно. Это раскованная точность поэтического образа. Которая приобретает объем и тяжесть новой, неведомой прежде реальности.

Попадая в которую, я точно знаю, что в своей оценке оказался абсолютно прав.

Одним словом, есть что послушать

Но не обязательным.

Оценка: 9 из 10.

Оригинал публикации на сайте "СБ - Беларусь Сегодня".

Прочитать рецензии "штатных" экспертов на этот альбом вы можете здесь

Об авторе:

Композитор, аранжировщик, пианист, гитарист, журналист. Родился 14.10.1972 в Минске. Окончил среднюю специальную музыкальную школу при Белорусской государственной консерватории по классу кларнета (1986), Минское художественное училище по специальности обработка дерева, кости, камня (1991), Минский государственный лингвистический университет (1996). В 1997-99 годах учился на подготовительном отделении Белорусской академии искусств (вокал). В начале 90-х был участником панк-группы "Король пчел", позже стал выступать соло (в том числе в рамках группы "Pukstband"). С 2007 – музыкальный обозреватель газеты "СБ – Беларусь Сегодня".

Сердце дурака

Чтобы оставить свой комментарий к этой публикации, войдите в систему. Нам важно ваше мнение!

Или авторизируйтесь посредством:

 

Комментарии

Исправлено

+1
0
-1

Оценка автора - 9 из 10. Просто обращаю внимание тех, кто прочитал с утра с опечаткой. Сорри.

 

Боже мой, не все

+1
0
-1

Боже мой, не все потеряны! :)))

--Я модный свет ваш ненавижу!--

 

RSS

RSS-материал

награды Experty.by

рецензии и аудиозаписи

алфавитный каталог

  • более 350 альбомов
  • онлайн-прослушивание
  • описания и рецензии
  • ссылки на легальное скачивание

Последние комментарии

 
 
Developed by Lynxlab.net