О проекте

Игорь Панасов (Украина): личный топ-10 белорусских альбомов за 2009 год

 

Представитель Украины в рамках жюри иностранных экспертов – Игорь Панасов. Известный музыкальный критик, сотрудничавший с газетами "Экономические известия", "Салон Дона и Баса", журналами Glance, Kiev City и Сinema. Пишет для сайта @music и журнала "Кинодайджест". Автор книги "Энциклопедия заблуждений. Наши звезды" (М., Эксмо, 2003).

Прослушав 60 белорусских альбомов, изданных в 2009 году, которые предоставила редакция Experty.by, я, как это часто случается, получил две новости – плохую и хорошую. В данном случае, это новости о нынешнем положении дел в современной музыке Беларуси.

О печальном. В подборке наблюдается дикий дефицит качественных поп-проектов. А ведь именно легкая музыка определяет звуковой фон в любой стране, хоть как-то разбавляет FM- и ТВ-помои, формирует общую музыкальную культуру, с которой на территории бывшего СССР жуткие проблемы. В поп-релизах-2009 преобладает заплесневелая эстрада (Анжелика Агурбаш, Ирина Дорофеева и пр.) и бесцветные гитарные песнопения ("J:морс", "Без Билета" и пр.). В связи с этим особенно ценно появление на свет сольника Тани Кушнер – он сверкает как жемчужина в куче известно чего.

Еще одним огорчением стали хип-хоп-релизы: те рэпперы, которых тянет в гламурную область, неадекватно чванливы и пусты, те, кто претендует на роль правдорубов, невнятны ("Подсознание"). Полная катастрофа с электроникой – вообще говорить не о чем. Кроме того, мало исполнителей, микширующих жанры и работающих в зоне всевозможных экспериментов – это часто делает альбомы насквозь предсказуемыми.

О радостном. Рок-традиция, похоже, чувствует себя отлично во всех проявлениях: есть две сверхновых инди-звезды, еще как живы пост-панк и прог-рок, есть даже совсем не нафталиновый гранж. Не потерянным оказался 2009-й для фолка и джаза – Litvin Troll и Apple Tea не попали в Топ-10, но это крепкие работы. Приятно замечать обилие инструментальной музыки совсем не дурного качества. Приятно, что яркий артист Михей Носорогов активно записывается.

Ну и главное. Уже составив свой список фаворитов, я обратил внимание, что большинство из них – дебюты. Это значит, что несколько незаурядных артистов (на мой вкус, разумеется) из Беларуси в прошлом году полноценно оформили свое присутствие в музыкальном пространстве. Этими перспективными мыслями и стоит питаться в году 2010-м.

1. Port Mone "Dip"

Альбом, напоминающий о сакральной природе музыки. Очень кинематографичен по настроению – Дэвиду Линчу, думаю, понравилось бы. Неизбежные пьяццоловские интонации, хотя тут и аккордеон, а не бандонеон. Гигантский диапазон настроений от предыстеричного до созерцательно-лоботомического. В Швеции у Port Mone есть братья по духу – New Tango Orchestra.

2. The Toobes "Hello"

Почти роллингстоунзовская энергетика. Зверская ритм-секция. Конструктивная ярость. The Toobes по-серферски лихо лавируют в рамках существующей инди-конъюнктуры: благодаря буйству сочинительской фантазии у них даже 3-минутные треки выглядят как эпические полотна. В их подаче реставрация 60-х выглядит как живой процесс, так естественно это во всем мире выходит лишь у единиц – вроде Джека Уайта. Для меня лично дебют The Toobes на порядок интереснее, чем последние Franz Ferdinand и хваленые The Horrors. Если это грамотно промоутировать, минскому трио светит репутация полнокровных европейских звезд.

3. Таня Кушнер "Mannequin"

Лучший поп-альбом из подборки. Переклички с Дайдо, Шинейд О'Коннор и Sia ничуть не портят впечатления: главное достоинство этих песен – тонкий вкус и настроение "светлой печали", как сказал бы Пушкин. Даже некоторая пресность вокала воспринимается как прием. Единственный приличный диск, сделанный с участием электроники: продюсер Виталий Артист, как по мне, на порядок сильнее себя же поющего в "Без билета". При прослушивании песни "Океаны" почему-то возник ком в горле.

4. Носорогов "Хороший плохой злой"

Очень понравились обе работы с участием Михея Носорогова – его сольник и дебютный альбом Rockerjoker. Если алко-рок Rockerjoker – умеренное сочетание задушевности и расхристанности, пышущий здоровьем цинизм, то на сольнике Носорогов дует в свой хтонический рог уже без оглядки и особо не размениваясь на приколы. Радует аккуратное пользование матной лексикой, хотя жанр, в общем-то, способствует к скатыванию в "шнуровщину". Носорогов демонстрирует артистизм высшей пробы и похож на птицу очень высокого полета – с Мамоновым, Чистяковым, Летовым и Томом Уэйтсом они, похоже, одного поля ягоды (все названные как-то аукаются во всем – в названии ли альбома, в мимолетных цитатах или кавере, наконец, в шляпе на голове Михея). Ну и да, клип на "Америку" - это нечто.

5. Yellow Brick Road "12 Stories"

Полноценная инди-роковая фирмА. Гармоничное сочетание истероидности и профессиональной тщательности. Отличный английский вокалиста. Высокая, временами почти арт-роковая гибкость в построении аранжировок. Yellow Brick Road прямая дорога туда же, куда при лучших раскладах должны пойти The Toobes.

6. Петля Пристрастия "Всем доволен"

В зрелом абсурдизме "Петли", облеченном в пост-панковскую хмурь, слышится что-то "Аукцыоновское". Речь не о музыкальном стиле, скорее о похожем методе вглядывания в действительность – с широко открытыми глазами, в которых ужас, кажется, заледенел так давно, что уже и не вспомнить, когда это было. "Во мне ничего, кроме бряцанья кружек" - да-да, "все пропукал, профукал, теперь гуляй, сокол". Отмечу слегка разболтанную, пропахшую гитарной сыростью запись – для таких песен это самое оно.

7. Re1ikt "Клиника"

Козыри светлогорской команды – отменная сыгранность и удивительная адекватность всех деталей формы содержанию песен. Юношеское по духу недовольство реальностью как-то естественно выражается во взрослых текстах. Зацикленность на больничной теме сочетается с розовощеким творческим здоровьем. Такой уверенный и плотный грандж сочиняли Pearl Jam в свои лучшие времена. Желающие могут упрекать Re1ikt за то, что они играют в жанре, отжившем свое. Три слова в противовес. Во-первых, играют отлично. Во-вторых, любая музыка жива, пока от нее трепещет чье-то сердце. В-третьих, почему Alice In Chains можно, а Re1ikt нельзя?

8. Zombie Zoo "Happy Fly"

Многослойный концептуальный прог-рок в понимании 70-х. Звуки грозы. Две песни на стихи Уильяма Блейка. Воздушность раннего Genesis, изобретательность Jethro Tull, умение жонглировать мелодиями Camel. Записи в таком духе делают в последние пятнадцать лет музыканты, которые когда-то играли с King Crimson. Ассоциации с упомянутыми грандами говорят не о вторичности Zombie Zoo, а о причастности минчан к могучей культурной традиции.

9. Отченашенко Александр "Одиночество вдвоем"

Изящный искусный поп-джаз с хорошими мелодиями. Золотая середина между романтическими соплями и исполнительской заумью. На Западе этот жанр хорошо развит (Acoustic Alchemy, 3rd Force и т.д.), на постсоветской территории с такой квалифицированной музыкой для утомленных душ огромная проблема.

10. Стары Ольса "Дрыгула"

Аутентичный, профессиональный и задорный средневековый фолк. Лютня, флейта, походный барабан, бесконечные волынки и так далее. В том, что делает "Стары Ольса", видится не только музыкальная, но и глобальная гуманитарная миссия: напоминание человечеству о том богатстве духа, которым оно обладало еще до изобретения самолета, компьютера и мобильного телефона.


Чтобы оставить свой комментарий к этой публикации, войдите в систему. Нам важно ваше мнение!

Или авторизируйтесь посредством:

 

RSS

RSS-материал

награды Experty.by

рецензии и аудиозаписи

алфавитный каталог

  • более 350 альбомов
  • онлайн-прослушивание
  • описания и рецензии
  • ссылки на легальное скачивание

Последние комментарии

 
 
Developed by Lynxlab.net