Внештатный эксперт и член "Большого жюри". Культуролог, киноаналитик, журналист. Автор многочисленных публикаций на тему современной культуры в "БелГазете", "БДГ", журналах "Мастацтва", "Фрагмэнты", pARTisan, на сайте "Наше мнение". Колумнист портала "Белорусские новости". Автор идеи книги "Залатыя дыскі беларускага рок-н-ролу" (Мн., 2004).
Общая картина музыкального года выглядит достаточно незамысловато и может быть описана при помощи нескольких назывных предложений: молчание рок-н-ролльных героев, самоповторы поп-сектора (включая левое "ляписовское" крыло), резвый марш "молодой шпаны".
Практически полностью исчезли из поля публичного интереса "реабилитированные" рокмэны, так и не сумев найти адекватной игры в новых условиях. Пара новых крепких песен от Лявона Вольского лишь подчеркивает эффект отсутствия прежних похитителей сердец: ворота, вроде бы, открылись. А толку от этого всего ничего: пара больших концертов, суматошная "Bela Music"…
Еще буйный антиглобалист Михалок с неизменными геройскими частушками. Больше и вспомнить про "олдовых" нечего. Разве что – по ходу дела - "кролика" Демидовича, своим резким взлетом как раз и продемонстрировавшего общую тоску нации по сценическому креативу.
Много обещавшая этно-сфера на отчетный период тоже взяла паузу. Надежды на фолк-революцию не оправдались по причине реальной узости самой ниши, ограниченного набора участников и типовой творческой палитры. Бесконечный Кирчук не лучше вечного Киркорова: тот самый вкус, тот самый размер…
С другой стороны, взошла молодая поросль пост-баррикадного формата, опоздавшая к играм старшего поколения: изобретательная, нахальная, энергичная и напрочь лишенная национальных сантиментов. Нормальные ландскнехты глобального ракенрола: The Toobes, Zombie Zoo, Yellow Brick Road…
Все они вторичны и ничуть по этому поводу не комплексуют. Видно, время такое: воспроизводятся не артисты, а форматы. Вот только за волной нового евро-попса так и не удалось разглядеть вменяемого здешнего (не по языку даже, а по образу мышления) молодого героя. Хотя с точки зрения европеизации музыкального фона сделан серьезный шаг – все лучше, чем московские поп-клоуны.
Прорывным год никак не назовешь. Полностью провальным – тоже. Как сумели, так и сыграли.
1. The Toobes "Hello"
Самое свежее впечатление года. Группка старшеклассников из правильной рок-школы (не нашей). Герои на завтра. Музыку пишут с трудом. До мелодий пока не доросли. Зато гасят как черти и никого не боятся.
2. Litvin Troll "Rock’n’Troll"
Бешеный языческий перепляс, буйный вокал и плотный саунд. С концепцией все в порядке: эти люди четко знают, чего хотят. Реальный конкурент поскучневшему в последнее время "Ольсе".
3. Rockerjoker "Простые вещи"
Минский привет Тома Уэйтса. Дворовая богема на боевом привале. Слегка причесать – и будут наяривать не хуже Billy’s Band. Публика заждалась такого: чтобы со слезой, матерком и молчаливым вопросом к небесам.
4. Skrypa МХ "Rebe Skrypa"
Отвязная сольная работа хорошего музыканта. Автономный пилотаж высшего класса. Он может все - и явно получает от этого кайф. Одна из немногих пластинок в списке, за которую я реально был бы готов дать денег.
5. WZ-Orkiestra & салісты "Мой сябра анелак"
Войтюшкевич на этот раз удивил, забыв про свои штампы. И собрав отличную компанию приглашенных вокалистов. Симпатичный нечаянный диск акустических босса-нов и нежных балладок в стиле Nouvelle Vague. А слова можно не слушать.
6. Петля Пристрастия "Всем доволен"
Столичные глюконавты со стажем. Тест на внимание. Любовно слушать не станешь. Однако и не заметить тоже никак не получится. Этот стон у нас песней зовется. И не бойтесь в нем узнать себя.
7. Стары Ольса "Дрыгула"
В нормальной стране эта музыка была бы главной. "Стары Ольса" один работает за институт этнографии и консерваторию вместе взятые. Новый том в аудио-жизнеопісание "Каралеўства Беларусь".
8. Без Билета "Африка"
Душевный лаунж-поп с хорошей дозой самоиронии и ненавязчивой рисовкой. Отличное видео на заглавную песню все расставляет по местам: сиди в Курасовщине, думай о Зимбабве. А рыжий лев придет сам.
9. Ляпис Трубецкой "Культпросвет"
Заключительный (надеюсь) блок революционной трилогии. Игра в чужой стиль, доведенная до совершенного блеска. Дальше впору брататься с Кропоткиным и Ганди. И либо брать Зимний, либо менять понты.
10. Port Mone "Dip"
Тихое жужжание городской пчелы, пролетающий ровно в полдень над моим зависшим лэптопом, которому именно сейчас снятся соленый прибой, ветер в занавеске и горсть фисташек на мягкой ладони.