Внештатный эксперт и член "большого жюри". Постоянный автор "Музыкальной газеты" (1997-2007), газеты "Молодежный проспект" (1998-2001), журналов "Наш" (Украина; 2002-2007), "Развлечения и отдых" (2004-2006), редактор журналов "Джаз-квадрат" (2002-2003) и "Доберман" (2008-2009). В настоящее время – обозреватель "БелГазеты" (с 2005) и колумнист журнала "Большой" (с 2010).
Это был невеселый музыкальный год. В основном, конечно, из-за всех этих списков. Все это портило настроение, ничего писать не хотелось, слушать ничего тоже не хотелось, да и вообще, если честно, я окончательно пришла к душеполезному (уверена) выводу насчет этого дурацкого высказывания про танцы и архитектуру (только не надо вот, что это Заппа, это не Заппа) – действительно, нет смысла и пользы об этом писать, разве что только для себя, и при крайней необходимости, просто для приумножения прекрасного, или для фиксации его опять же приватно для себя. Но какое, блин, прекрасное!
Весь год я страдала от дилеммы – писать ли о концертах запрещенных якобы групп (да, мучительная лексика – но все эти проблемы со списками, увы, актуализировались в той же степени на уровне языка и дискурса, сколько и в области банального концертного администрирования), указывая имена, названия и клубы – либо молчать, чтобы не подставлять хороших людей, которые таки провели в своем клубе концерт группы "Куллинкович и его воображаемые друзья" или там, например, "Космический оркестр Ворошкевича и Поющей Стеклянной Пуленепробиваемой Вермишели" (или это не то?) и хотят проводить концерты снова и снова, но тут журналист написал, кто надо это увидел, и – трындец! – прикрыли лавочку.
Короче, во имя спасения белорусского рок-н-ролла лучше бы вообще молчать... И даже не во имя спасения лучше молчать, потому что молчание – это как-то правильнее всего сейчас, это как держать некое предельно важное слово вечной чугунной фигой в кармане, прикрываясь воображаемой важностью этого высказывания в несбыточном будущем. Молчащий человек всесилен и многовекторен, как невзорвавшаяся бомба. Хотелось бы, чтобы этот комментарий выглядел сплошным белым полотном всесильного ничто, но увы. Надо что-то написать.
Да и вообще, как можно анализировать, что это был, скажем, за год? Не только потому, что многие в этот дурацкий год не смогли толком выступать и даже записывать музыку, потому что это жуткая нервотрепка, все эти расстрельные списки, мало кого они могут вдохновить на безудержный карусельный креатив – Михалка, разве что, но он же сверхчеловек и супергерой. Вообще ничего не складывается, да и не мое это дело, все эти итоги, выводы – все вокруг в любом случае хаос, чушь и пуленепробиваемая вермишель, нет?
Во всяком случае, я осталась довольна хотя бы как слушатель, если уж как музыкальный журналист я отказываюсь от комментариев. Слушатель я отличный. Я даже слушаю диски белорусских музыкантов в машине. Под новый альбом "Крамбамбули" хорошо и качественно засыпается – снится поле, вороны, иногда война. Диск Akute крутился в моем айподе, кажется, чаще, чем последний альбом группы Deus. Под "Ляписов" я впервые в жизни выехала за рулем в город совершенно одна, только-только получив права – было ужас как страшно, а когда страшно, всегда нужно включать "Ляписов", и страх превращается в бесшабашную сосредоточенность и внимательную, осознанную веселость.
"Троицу" я подбрасывала в машины друзей. Wasp’n’Hornet включала иностранным приятелям, чтобы поиграть в "угадай мелодию", да-да, конечно, это сольный проект Бобби нашего Гиллеспи! "Серебряную свадьбу" слушала фоном, когда надо было написать рецензию на что-то вообще совершенно другое, даже не русскоязычное (отличный совет от Дмитрия Безкоровайного – когда рецензия на какую-то музыку идет туговато, надо писать ее под совершенно другую музыку, ура, это работает).
"Красные звезды" переслушивала как лекарство от творческого ступора – более насыщенной романтическими и мистическими образами группы у нас нет и не будет. Короче, в этом году у Беларуси вышло много дисков, которые присутствовали в моей повседневной жизни практически ежедневно, выстраиваясь в довольно честный и пронзительный саундтрэк ко всему вокруг, и это прекрасно. То есть, слушатель во мне получил все, что хотел, и даже больше. А все остальное уже написано всеми остальными.
И да, важное. Не умею ставить лайки, тьфу, распределять баллы. Поэтому обычно ставлю баллы наугад. Одно время даже пользовалась правилом "магические часики" – это когда Дмитрий звонит и спрашивает: "Сколько баллов такой-то группе?", а я смотрю на часы, а там 11.28, и я говорю: "Восемь!". Потому что когда я всерьез думала о всяких там баллах, после каждой рецензии были комменты в духе "Из рецензии непонятно, почему столько баллов". Да я не для этого пишу рецензии, чтобы было понятно, сколько баллов! Я вообще не понимаю системы баллов! Поэтому, пожалуйста, дорогие посетители этого прекрасного сайта, никогда не обращайте внимания на оценки. Я человек из мира текста – читайте текст, пожалуйста. Или итоговый топ-10 – тут я по крайней мере старалась подойти серьезно. Ура, это был дисклеймер.
1. Ляпис Трубецкой "Веселые картинки" – слушать
Самый крутой альбом "Ляписов" – это "Красота". Этот альбом – такой же, как "Красота", только круче. В нем все правда, почти нет ска-панка и дудочек, много собственно красоты, странных инструментов и нежных мелодий, а еще есть некая непреклонность и спокойная уверенность в том, что теперь все будет иначе. Как я уже писала, это еще и самый революционный альбом группы. Потому что раньше были слоганы-стишки-песенки, это было мило и задиристо, а здесь уже другие интонации, прозрачные, как вода – Михалок просто говорит о том, как все есть, и объясняет, что так быть не должно. И эта вот сентенция "так быть не должно" работает помощнее напалма со стишками-агитками. В этом диске столько ясности и внутренней силы, что он до сих пор мне не надоел, слушаю вот регулярно.
2. Akute "Дзевачкі і космас" – слушать
Теперь это уже клише, что Akute, мол, перевели белорусскоязычный рок из плоскости музыки нишевой, специфичной, отягощенной социально-политическим контекстом и некоей подразумеваемой протестной атмосферой в область чистого искусства, песенок для девочек-школьниц. Это правда, конечно. Правда еще и в том, что они очень талантливые, сочиняют отличные мелодии, умело работают с аранжировками и пишут такие тексты, по которым никогда до конца не ясно, о чем там речь – внутренние какие-то дела, отстраненные, интимные почти что, полутона, оттенки, но когда слушаешь эту невнятицу, вдруг понимаешь – ага, это все обо мне. Идеальная поп-группа, что тут скажешь.
3. Красные звёзды "Май в сентябре" – слушать
Селиванов и Белов тоже превращаются в идеальную группу. Они теперь как Дэвид Боуи и Брайан Ино, как Мэрилин Мэнсон и Твигги Рамирез, как Роберт Фрипп и Тони Левин. "Зачем ты им поставила десятку, это же ФАШЫСТЫ!" – спрашивали меня коллеги, и что тут ответишь? Отвечала, что это нежная, добрая и светлая музыка с легким касанием глубинного, интуитивного мистицизма, и даже сравнивала ее с King Crimson, не потому, что Фрипп тусовался с Гурджиевым (хотя и это важно), а потому, что КЗ прямо кусками драли какие-то мелодии с "Red", и в этом есть особый шик, мало кто вообще это рубит – но нет, на меня смотрят как на идиота, как это вообще может нравиться, о, это же калька с "Гражданской Обороны". Черт, мы живем в травматичное время в странной стране. Наша биография всегда будет работать против нас. Только в Беларуси КЗ воспринимают как нечто, чем они были в конце 90-х – причем они и тогда ничем таким не были, но это как раз тот случай, когда репутация зачем-то портит все людям спустя много лет. Хотя им, вроде бы, пофиг.
Этот альбом, записанный вроде как в шутку, живьем в студии, звучит намного ярче и свежее того, что группа записывала на полном серьезе – выходило у них чуть зажато, скованно. Здесь никакой зажатости нет – Селиванов, когда не думает о том, как он выглядит, поет в разы лучше. В сентябре, когда к нам приедут Placebo, предлагаю поставить на разогрев "Красные Звезды".
4. Троіца "Зімачка" – слушать
Все альбомы “Троіцы” получаются идеальными, поставь любую их работу рядом с каким угодно белорусским диском – Кирчук тут же побеждает по всем параметрам. Поэтому данный альбом вообще мог попасть на первое место, но слушатель во мне побеждает журналиста (слушателю я больше доверяю) и Кирчук попадает на третью позицию, впрочем, это ничего не меняет, он собирает все дипломы "Экспертов", и это правильно и честно. Хотя, кстати, очень хотелось бы услышать от группы что-нибудь более экспериментальное, в духе альбома "Жар-жар". Тогда, если бы в Минск снова приехали "Раммштайн", "Троицу" можно было бы ставить на разогрев.
5. Wasp’n’Hornet "Wasp’n’Hornet" – слушать
Прекрасный альбом (хотя, конечно, это больше концертная группа), демонстрирующий, что в нашей стране запросто можно делать такую музыку – и, кажется, что-то подобное у нас было еще в 90-х, но потом сплыло. Отличная кислотная смесь диких 90-х с гаражными нулевыми – то есть, музыка для флэшбэков в волнительную подростковость: Primal Scream, Chemical Brothers, книжки Ирвина Уэлша, дикий шотландский акцент, мы все это очень любим.
6. Петля Пристрастия "Гипнопедия" – слушать
Просто хороший альбом. В своих мнительных и показательных самокопаниях музыканты достигли некоего сновидческого минимализма, жесткого и беспрекословного – каждая песня звучит как откровение и суровая правда, пусть даже толком и непонятно, о чем там речь и есть ли там смысл. Чаще всего, кстати, нет. Но ходишь потом и бормочешь, как мантры, что-то про солнце и так далее. Спасибо, что не “Гипнагогия”, кстати.
7. Серебряная свадьба "Сердечная мускулатура" – слушать
Непонятно, почему “Серебряная Свадьба” здесь после “Петли”, ведь отличный же альбом получился, поэтический и гораздо более мягкий, чем концертные выступления группы. Помнится, все боялись, что эта якобы тотально концертная команда никогда не сможет записать нормальный альбом – как перенесешь кабаре-шоу на запись? А никак, и не надо переносить. Помимо кабаре, каруселей и цирка у группы есть, пожалуй, гораздо более важная, чем вся эта сценическая мишура, составляющая – лирически-поэтический талант Светы Бень, которая может просто выйти на сцену, рассказать стишочек – и все у ее ног, тем более, что стишочки удивительно милые, они отдельно на вкладыше пропечатаны и напоминают Пригова Дмитрия Алексаныча, а также Лаэртского и Псоя Короленко в одном флаконе... Второй альбом группы еще не слушала. Но уверена, что они теперь будут короли студийных альбомов!
8. Gods Tower "Steel Says Last" – слушать
Это эпохальный альбом, он настолько важен для белорусской музыки, что его невозможно не отметить. Хотя, конечно, местами он звучит как трибьют Gods Tower – в том смысле, что в нем есть все составляющие этого сурового солярного металла, но чего-то непонятного, невыразимого и несуществующего, что раньше превращало эту музыку в космос и внепространственность – нет, увы. Раньше было, а теперь нет. Но все равно, чего уж там, пробирает до костей. Этот диск является важным и логическим завершением дискографии группы, самой правильной и естественной точкой. Вполне возможно, что они будут сочинять ЕЩЕ песни, но, чувствую, альбомов больше не будет, да и не должно быть.
9. The Toobes "My Generation" – слушать
Милый и задорный альбом, что еще можно сказать – полный энергии, молодости и любви! К счастью, от Toobes уже все отстали, ничего от них не ждут и не носятся с ними как с писаной торбой, поэтому они стали тем, кем и являлись – умилительно бодрой молодежной группой, играющей олдскульный гараж-блюз-рок. Я недавно была на концерте памяти Света Ходоновича, который Svet Boogie Band, и там выступали всякие пожилые блюзмены – Madera Hard Blues, например, и это было пусть и своеобразно, но вообще совершенно не в тему! Мне кажется, что The Toobes – именно те люди, которые продолжают дело Света, пусть они и не знали его никогда, и им наверняка наплевать – но они делают то же самое: от всего сердца играют музыку, которую они обожают, при этом лучась юностью, дерзостью и дружелюбием.
10. Kazalpin "East Side Story" – слушать
Вообще-то я вначале поставила на это место альбом Vir Насты Некрасовой. Потому что, рассуждая логически, он как бы лучше – там сложные, порой атональные партии, нестандартные аранжировочные ходы, фривольный, европейский подход к фолку и жесткий, выверенный академизм, который не может не импонировать. Но скажем честно – сколько я раз послушала этот альбом? Один. Диск Kazalpin я слушала много раз, потому что Руся – классная, как ни крути, все ее проекты по умолчанию мне интересны (потому что она живет ЗДЕСЬ и является в каком-то смысле отражением творческих метаний каждого из нас), и пусть из слияния швейцарских джазменов и белорусского фолк-джазового трио получилось что-то мягкое, усредненное, попадающее в формат любого простенького фолк-джазового фестиваля – то есть, ну совершенно форматная музыка, никаких откровений! – но слушать ее приятно и в ней есть какая-то кромешная узнаваемость и соответствие реальному положению дел в белорусской музыке. Подобных групп, правда, в любой европейской стране очень МНОГО, и у нас их тоже должно быть побольше – но то, что хотя бы один проект уже появился, является хорошей новостью.
Experty.by