О проекте

Виталий Дроздов: личный топ-10 белорусских альбомов за 2009 год

 

Внештатный эксперт и член "Большого жюри". Начинал программным директором радиостанций в Беларуси ("Авторадио", "Радио Би-Эй", "Альфа-радио"). С 2005 года – программный и генеральный директор "Хит FM Украина", одновременно c 2007 – руководитель музыкального совета крупнейшего украинского радио-холдинга "Тавр-медиа", а также c 2008 – продюсер "Радио Рокс Украина".

Начну издалека. Позапрошлый, 2008-й год был для меня откровением. Появилось чувство, что в РБ в последнее время наблюдается очень интересный феномен. Прет очень приличный материал в той части музыки, которая сделана исполнителями-авторами (а не продюсерами, как в продюсерской музыке). Думаю, что связано это не столько с политическими вещами, запретами и т.д. (хотя это тоже дает свои плоды - романтичный героический ореол запретности еще никогда никому не помешал в музыке), сколько с тем, что в РБ нет особых шансов зарабатывать более-менее приличные деньги на музыке. Это в Украине Виктор Павлик (артист, занимающий примерно такое же положение, как и Солодуха, только с еще меньшим багажом хитов) может не париться и строить коттеджи за концертные гонорары. А в РБ никто особых гонораров и заработков с концертной деятельности не имеет.

И это дает очень интересный и неожиданный эффект – музыка получается в РБ интересней, чем в Украине. Те, кто хотят заработать большие деньги или прославиться, идут заниматься другими делами. Белорусские школьники, которые берут в руки гитары - это уж точно те, кто не брать в руки гитары не может. Кто не может не петь. Для кого самое важное в музыке – это сама музыка.

В 2009-м поменялось немногое. Конечно, на упаковку (имидж-маркетинг) в этом году беларусы стали смотреть более тщательно. И слава Богу. Это даст еще свои плоды в будущем. Разнообразия в 2009-м было меньше, чем в предыдущем году. Но что тут поделаешь – так сложились звезды, отдельные ведь музыканты в этом не виноваты. В остальном мало что поменялось. Эстрада по-прежнему имеет несвежее дыхание. Урбан-культура по-прежнему растет и уже есть кое-что интересное, за что не стыдно. Опять проблемы с качественной поп-музыкой, ориентированной на ФМ и музыкальное ТВ. Но то, что остается – 15-20 альбомов – это то, чем можно гордиться.

1. Ляпис Трубецкой "Культпросвет"

Как я понял, чаще всего этот альбом люди оценивают как "не, ну… так… нормальный, конечно альбом, но предыдущий был лучше".

С такой оценкой я категорически не согласен. "Ляпис" находится уже на таком этапе своего творческого развития, что оценивать качество альбомов не стоит по наличию в нем: хитов, удачных музыкальных решений и их разнообразия или по каким-то другим обычным лекалам. Важнее то, что Михалок делает сейчас для общества. Для его молодой части в особенности. Если хотите, то Михалок сейчас как функция, как миссия гораздо важнее, нежели Михалок как музыкант (кто-то, кстати, недавно отметил, что он все предвидел заранее, когда еще в 2004-м спел "захварэлi курачкi, захварэлi свiнкi").

По степени выполнения этой функции альбом "Культпросвет" гораздо сильнее "Манифеста". В нем четко предлагаются ответы на те вопросы, которые были поставлены в "Манифесте". И ответил Михалок на эти вопросы на таком уровне, на который до сих пор не взбирался – очень точными образами, очень четкими, а не просто красочными метафорами.

Пока это заметили немногие. Возможно, Ляписы немного поторопились с выпуском пластинки. Не все еще готовы принять ответы альбома на самые насущные вопросы современности. Например, Украина еще не созрела и для вопросов, которые ставил "Манифест" – у украинцев сейчас насущными являются другие вопросы: самоидентификация, самоопределение нации, а не проблемы глобализации мира и краха модели потребительского мироощущения. Так что, скорее всего, до многих "Культпросвет" дойдет спустя какое-то время. Но то, что этот альбом – одно из самых больших событий ушедшего года – это точно.

И еще. Михалок как, автор текстов сейчас как никогда близок к своим главным кумирам – обэриутам. Простота и отчетливость – поражают в этом альбоме.

2. Глюкі "Idyjatyzm"

Самый свежий глоток в белмузыке в этом году. Альбом, который я переслушивал несколько раз уже для себя, в удовольствие. И неоднократно его получал. Хорошо сделанная современная музыка, релевантные тексты. Там, где обычно музыканты дают пафоса, "Глюкi" ставят многоточие. Там, где обычно рассусоливания о смысле жизни, у "Глюков" – улыбка. Для меня – это лучший альбом 2009-го года для дороги Минск – Киев. Включаю на полную громкость и радуюсь за страну.

Самый концептуальный альбом года. На нем много проходных песен. Тех, которые по отдельности не вызвали бы никаких эмоций. Но в сумме с остальными песнями они дают прекрасное ощущение общей правильной гармонии. В том числе и музыкальной.

Жалко конечно, что группа распалась. Но этим альбомом они уже сделали столько, что многие и за всю свою карьеру не сделают. Да и вряд ли, собравшись снова, "Глюкi" получат такой же сгусток энергии сверху, который и нашептал им этот альбом.

3. Без Билета "Africa"

Многие мои киевские друзья, попавшие под очарование одного из лучших белорусских альбомов десятилетия "Кино" (предыдущего альбома группы), были немного разочарованы последней пластинкой безбилетников.

Это самая обычная проблема для группы, выпустившей прекрасный альбом: следующий альбом уже никак не удивит, даже если он будет очень хорошим: "ну понятно – так ведь делали же люди умеющие". Поэтому многие и не разглядели в этом альбоме нового Виталика Артиста: повзрослевшего мужественного человека. Со своей позитивной романтикой, спокойствием и искренностью. Это очень интересная и тонкая трансформация. Разглядевшие ее поймут и крутость этого альбома.

Единственное, что мне показалось не очень удачным – это регги-треки со звучанием калипсо. Это, конечно, не так весело, как регги Барыкина. Но эти треки, поставленные в начало альбома и задающие ему тон, дают ощущение чего-то не совсем натурального. И во многом мешают восприятию последующего материала обычному слушателю.

В остальном это очень хороший цепляющий альбом, который (в отличие от того же альбома "Кино") дает какое-то приятное ощущение комфорта и легкости. У меня раньше похожие ощущения были только при просмотре фильма "Я шагаю по Москве": весна, грибной дождь, вокруг красивые девушки и жизнь только начинается.

А как композитор и аранжировщик Артист становится все круче и круче (прекрасный альбом Тани Кушнер – еще одно тому подтверждение).

4. Rockerjoker "Простые вещи"

Мне очень понравился сольный альбом Носорогова (голос Rockerjocker), который вышел на полгода раньше этого диска. Была там какая-то несвойственная для дебютантов настоящая страсть. Дикая, с болью, нервом, кровью и перегаром. Но тогда Носорогов захотел засунуть в свой альбом много чего еще. Как опытный искусствовед, он наслаивал культурологические подтексты один на один, выдавал постоянные реминисценции словно Джойс: даже крах русского рока как юношеской идеологии нынешних 30-летних явно слышался в том альбоме. Как Тулуз-Лотрек, Носорогов эстетствовал в поиске красоты среди гадкого. И это эстетствование было для автора заметно важнее самой красоты. А это уже декадентство. Искусство для продвинутых, отрада для культурологов. Другими словами, тот альбом был не настоящим пьянством, а лишь стилизацией под пьяного. Как будто студент-отличник в очках играет на капустнике роль алкаша-бомжа. Может, и талантливо. Но видно, что это – всего лишь роль.

В рамках Rockerjoker Носорогов и Макс поступили умнее. Они отрезали все лишнее и оставили главное – ту самую животную страсть. И в результате получился потрясающий по глубине, по искренности и надрыву альбом. Понятно, что кто-то разглядит в этом только Чистякова, Уэйтса и ранний "Ленинград". Но на деле все гораздо сложнее. Это не стерильный пустой Billy’s Band, который чересчур увлекается своим внешним образом и позой. Rockerjoker – о том невыносимом и очищающем внутреннем ужасе ежедневного бытия, который периодически должен мучать каждого приличного человека.

Нет, это, конечно же, не музыка завтрашнего дня. Здесь нет сверхоригинальности и гениальности. Это просто отличная пластинка, которая и после третьего прослушивания не обманывает.

5. Петля Пристрастия "Всем доволен"

Самая странная и интересная пластинка года. И самая медленно "заходящая". Внешне это современный гаражный мейнстрим. Но позже понимаешь, что от мейнстрима тут – только самая верхняя оболочка, которая сразу же отваливается, если послушать альбом во второй раз..

Вторая оболочка, доступная слушателю этого альбома – это эклектика. То мелькнет аккорд из Franz Ferdinand, то мелодика Muse или Placebo проскользнет, то позитивная энергетика The Killers или даже Pixies проскачет на коне, а то и вообще Кьеркегор неожиданно ворвется в текст. При этом идеологически "ПП" и все вышеназванные товарищи почти всегда лежат в совершенно разных, чаще антагонистических, плоскостях.

Но и эта оболочка слезает. Под ней – самобытная группа со своим почерком, со своим стилем. Группа, которая пока еще не записала свой лучший альбом. Но, надеюсь, обязательно запишет.

Это очень интересная музыка для тех, кто не любит комфортную музыку. Она постоянно идет против твоих ожиданий. Всегда получаешь какую-то неожиданность в следующем такте. И мне такая музыка очень нравится.

6. The Toobes "Hello"

Один из самых частых аргументов против The Toobes – это то, что альбом слишком "грузит". Вроде слушаешь – хорошая музыка, нравится. Но как-то к середине альбома есть желание отдохнуть. И я полностью согласен с этим мнением. Либо альбом выстроен плохо по порядку песен, либо ребята еще не научились владеть волной ощущений слушателя: просто выстрелили в мир 10 песен-сперматозоидов, которые все как отдельная боевая единица – активные, агрессивные, хорошие и…похожие друг на друга.

И это, пожалуй, единственная претензия к альбому. В остальном он очень хорош. За основу взяты прекрасные ощущения от рока конца 60-х – начала 70-х: рока свободных раскованных модно и ярко одетых людей. Эти ощущения приятно аранжированы и хорошо записаны. Альбом сделан людьми с хорошим вкусом.

7. Port Mone "Dip"

Прекрасная музыка, которая прекрасно записана (в ощущениях от качества записи – один из главных кайфов). И, как всегда происходит с подобной музыкой – минимальные шансы стать массово популярными (к счастью или к сожалению – это уж решать самим музыкантам).

Из всех коллективов, игравших в минувшем году сложную музыку, музыку для посвященных, Port Mone сделали самый интересный альбом. В нем нет той академической выхолощенности и сухости, которая присуща прошлогоднему альбому Apple Tea. Напротив, дикая энергия так и прет из каждого звука этого альбома. Для подобной музыки это редкость и безусловная удача.

8. Yellow Brick Road "12 Stories"

Я слышу в этом альбоме очень много отсылок к тому старому року, который я люблю. Не к стандартным для нашей страны Deep Purple, Queen и Judas Priest, а к английским модам 60-х и гаражному року 60-70-х. То есть, по сути, это тот же ривайвл-рок (прошу прощения за набивший в этом году оскомину термин). Но, в отличие от The Toobes, у "YBR" гораздо шире палитра реминисценций. Они прикасаются к более широкому спектру рок-музыки: как по стилям, так и по возрасту оригинала.

По стилям это – хорошо выбранный набор влияний, который на сегодняшний день – самый правильный для меломанов, любящих современную музыку (назовем ее – рок после The Libertines, Arctic Monkeys, White Stripes). Группа даже на выстрел не подходит к идеологически стремному для их образа гранжу и другим еще невошедшим в "кошерную" культурологическую историю причудам 90-х. Все только актуальное. Но набор этот не ограничивается только обязательными кумирами. В альбоме очень много неожиданных влияний. Иногда мне слышатся такие разные – MC5 и Pink Floyd. А иногда в одной песне могут ужиться The Rolling Stones образца второй половины 60-х и Muse 2009-го года. Но "замешано" все это очень крепко. Заимствования не явные и, переплетенные, вызывают только приятные эмоции. Вот бы еще хитовости материалу побольше! Это – самая большая проблема альбома.

9. Atlantica "Taboo"

Когда-то я был очень впечатлен их первой песней "Behind The Destiny", которую Алекс мне дал послушать еще до того, как у них все началось. Но после этого группа меня только разочаровывала. Несмотря на море активности и старания, она постепенно превращалась в поп-жвачку – пресную и однообразную. Одни и те же клише, поданные в разных мелодиях и аранжировках. К счастью, на этом альбоме группа наконец-то показала свой потенциал. Это взрослая и красивая работа. Особенно хорош Алекс в тех песнях, где перестает мечтать стать блестящей иконой для диско-вечеринок по обе стороны Атлантики. В тех песнях, где он оказывается глубоким и объемным персонажем. Лучшая поп-работа года.

10. J:морс "Аквамарин"

Самая лучшая пластинка самого ровного коллектива страны. Единственный для меня минус – "Морсы" стали очень ровными, правильными и оттого немного скучными. Стадионный рок, слишком пока еще скромный для того, чтобы выходить на сам стадион.

По лирике это самый сильный их альбом (особенные респекты соавтору нескольких текстов Славе Бондаренко). А вот по звуку альбом получился странным. Он какой-то холодный. Но это не монументальная холодность Joy Division. Это холодность музыкантов, которые играют те ноты, которые им сказали играть. Мне отчего-то кажется, что Пугач и музыканты группы не являются приятелями в личной жизни. И от этого музыкальная сторона группы немного страдает. Как будто музыкантам не до конца объяснили – про что музыка. А это ведь просто так не объяснишь: политинформации после репетиции тут недостаточно. Это надо вместе спорить до утра на кухнях. Это надо вместе переживать. Надеюсь, в будущем все у них получится, и мы услышим от "Морсов" тот альбом, которого они достойны.


Чтобы оставить свой комментарий к этой публикации, войдите в систему. Нам важно ваше мнение!

Или авторизируйтесь посредством:

 

Комментарии

Драздоў харош!

+1
0
-1

Драздоў харош! І напісана чытэльна і прыгожа, і выбар, як па мне, годны :)

 

Очень

+1
0
-1

Очень прекрасно;))

 

RSS

RSS-материал

награды Experty.by

рецензии и аудиозаписи

алфавитный каталог

  • более 350 альбомов
  • онлайн-прослушивание
  • описания и рецензии
  • ссылки на легальное скачивание

Последние комментарии

 
 
Developed by Lynxlab.net