О проекте

Ирэна Котвицкая ("Akana-NHS"): "Я городской житель во многих поколениях"

 
photo-kotvitskaya.jpg

О том, как можно совместить фольклор и джаз, о разборках в среде фольклористов и о том, сколько эротики в народном творчестве, интернет-газете "Ежедневник" рассказала Ирэна Котвицкая – вокалистка и художественный руководитель этно-джазового коллектива "Akana-NHS" (в прошлом "NHS"), чей диск "700" победил в номинации "Лучший дебютный альбом" на наградах "Experty.by" по итогам 2008 года.

– Исходя из названия стиля, в котором вы работаете, ваше творчество базируется на джазе.

– Наше творчество базируется на этнике, поэтому и стиль называется "этноджаз". В основу положена народная музыка и те оригинальные стили многоголосья, которые существуют сейчас в Беларуси. А джаз больше используется в качестве инструментальной аранжировки.

– Откуда любовь к джазу – музыке, как считается, чернокожих?

– "Белый" и "черный" джаз хорошо сочетается. Но если брать его действительно как музыку бедных, уличную музыку, каковой она была изначально, то в сочетании с белорусским фольклором получается прекрасное сочетание – одно другое дополняет.

– То есть ты жила в белорусской деревне, где пели народные песни и играли джаз?

– Никогда не жила в деревне, я городской житель во многих поколениях. Мои предки – люди городской культуры, дворянские линии Великого княжества Литовского, шляхта белорусская и польская. Но этническая музыка – это моя профессия. Я преподаю этнический вокал и занимаюсь этим много лет. Я ее очень люблю. А что касается джаза, то эта музыка окружала меня с детства. Мой отец (инженер самолетостроения, работает на заводе гражданской авиации) и мать (биолог) эту музыку любили, у них было много ее на "виниле", и я с детства ее постоянно слушала. Кстати, телевизор не смотрю уже много лет.

– Думаю, детство твое начиналось, как у большинства детей, – со средней школы.

– За тем исключением, что одновременно со средней была музыкальная школа. У меня старшая сестра к тому времени уже училась в музыкальном училище, и дорожка была протоптана. Когда я видела фортепиано, то была уверена, что сяду за него и сразу заиграю лучше всех! Но, конечно, пришлось долго учиться. Потом я поступила в музучилище на отделение "народный хор". После училища поступила в Институт культуры, а потом – в аспирантуру Академии наук. И все время занималась фольклором.

– Учеба и в обычной, и в музыкальной школе оставляла время для детских игр, для первой влюбленности? Не было завидно, когда одноклассницы рассказывали про ночные дискотеки и прогулки с парнями?

– Детство было безнадежно загублено, это правда. Я сейчас работаю в музыкальной школе и делаю все, чтобы моим ученикам было интересно и легко. Мне в музыкалке как-то так все тяжело давалось. Заниматься не хотелось, ходить туда не нравилось. И в училище я пошла, чтобы как-то облегчить жизнь, не ходить в обычную школу. Но я из семьи интеллектуалов, для которых важна не столько реализация своих желаний, сколько то, что происходит у тебя в голове. Историй можно выдумать невероятное количество! Даже не встречаясь с объектом своих… мечтаний.

– Как же тебе удалось познакомиться в реальности с будущим мужем?

– Мы жили в одном огромном, многоподъездном доме. Дом был новый, знакомств никаких. Но он приметил меня – то я прошла мимо подъезда, то проехала в автобусе. Но ужасно боялся подойти познакомиться – вдруг я его старше? Сам он был в последнем классе. И однажды встретил меня в школьной форме. Как-то после школы он догнал меня с криком: "Девушка, можно с тобой познакомиться?!" Чем вызвал у меня припадок смеха и положил начало знакомству. Мы женаты уже 14 лет, и у нас двое детей.

– Изучение народного творчества связано с фольклорными экспедициями…

– Практически каждое лето мы выезжаем в экспедиции. Этим летом поедем на Могилевщину и Гомельщину. Эти поездки все такие интересные, столько смешных случаев! Большинство деревенских бабулек с осторожностью воспринимают приезд таких, как мы. Это их жизнь, их быт, их мир и культура. И приезжает какой-то посторонний и требует, чтобы они пели, а он будет записывать. Как-то в одной деревне самая бойкая женщина поставила руки в боки и говорит: "Это наши песни, и мы сами их будем петь!" Вот и раскручивай бабусю, чтобы она тебе песен напела! Хорошо, подруга той "боевой" ее уговорила "оставить о себе память".

– Олег Хоменко из "Палаца" говорил, что в таких случаях очень помогает бутылек…

– Безусловно. Это сильный коммуникационный момент. Нам это тоже помогало.

– Не счесть экспедиции, выезжавшие в поисках фольклора. Неужели до сих пор осталось что-то ненайденное и оригинальное?

– Например, ритуальная музыка построена на том, что образцы должны повторяться. Это заложено в саму суть и семантику любого ритуала. Он направлен на то, чтобы мир сохранялся и противостоял вечному разрушению. Но поскольку это устная культура, то вариативность и привнесение нового всегда есть. Вот такое необычное и индивидуальное исполнение традиционного можно зафиксировать.

– Когда и как был создан ваш коллектив?

– Работая в музыкальном училище, я увидела афишу Фестиваля альтернативной музыки. И захотелось поэкспериментировать – создать этакий синтез, национальную культуру показать в рамках современного звучания. Изначально была цель создать такой проект под одного из моих учеников. Но когда стало ясно, что фактура не может ограничиться одним вокалом и одним инструментом, в группу была привлечена я как вокалистка, еще одна девочка, добавились несколько инструментов.

– Вы попробовали себя на фестивале альтернативы. С тех пор так и считаете себя альтернативщиками?

– Я делю так: есть официальные музыка и культура и субкультура. Куда относится и рок, и джаз, и многие этнопректы. И эта субкультура у нас развивается очень успешно, ловя все лучшие мировые тенденции и веяния.

– Представители фольклорного направления субкультуры имеют возможность зарабатывать своим творчеством?

– Некоторые вещи удаются, гонорары есть. Не сказать, что они часты. Возможно, все в будущем. Мы уже выступали на фестивалях в Польше и Москве. Фестиваль в Москве, посвященный культурам мира, организовывала Московская консерватория, были лучшие исполнители со всего мира. В качестве отдельного исполнителя я была в прошлом году на Английском королевском фестивале в Уэллсе. Недавно мы ездили в Германию, где у нас были концерты в Дортмунде и Бонне. Нас приглашал бэнд Максима Дягилева. Он собрал музыкантов разных национальностей, которые играют хороший классический джаз. Максим – выходец из Беларуси. Он нашел несколько народных тем, которые ему очень нравятся, и сделал на них джазовые аранжировки. Была создана комбинация из двух наших групп, и мы дали концерты под названием "Белая земля–2009". В дальнейшим мы хотим создать проект из музыкантов "Дягилев-бэнда" с голосами "Аканы".

– У вас три вокалистки. Как делите роль лидера?

– У нас велико чувство ответственности за группу и развито партнерство. Мы лидерство не делим – мы знаем, что мы лидеры!

– Как муж относится к твоим фольклорным экспедициям, концертным поездкам?

– У нас остались хорошие дружеские отношения. Он очень любит мою музыку, что тоже своего рода чудо. Хоть сам к музыке не имеет никакого отношения.

– Есть попсовая и есть рокерская тусовки. Периодически там случаются какие-то разборки и скандалы. А есть ли тусовка фольклористов и бывают ли там скандалы?

– Есть своя тусовка. И самая жестокая борьба – это борьба внутривидовая. Страсти по поводу трактовок единого белорусского фольклора разгораются нешуточные. Однажды на одной официальной тусовке меня довели до того, что я вскочила со словами: "Пойдем, поговорим в коридоре!" Добрые люди растянули нас по разным углам, драка не состоялась, но скандал был хороший.

– Твой сценический образ не совсем вяжется с понятием фольклора…

– Да, все говорят, что я секси на сцене. Но моя сексуальность все-таки больше не внешняя, а внутренняя, на уровне темперамента. Это мне ближе, нежели сексуальная атрибутика. Мы исполняем ритуальную музыку. А все народные ритуалы тесно связаны с репродуктивными функциями либо земли, либо людей. Фольклор – очень сексуален сам по себе.

Дмитрий Лукашук
"Ежедневник"


Чтобы оставить свой комментарий к этой публикации, войдите в систему. Нам важно ваше мнение!

Или авторизируйтесь посредством:

 

RSS

RSS-материал

награды Experty.by

рецензии и аудиозаписи

алфавитный каталог

  • более 350 альбомов
  • онлайн-прослушивание
  • описания и рецензии
  • ссылки на легальное скачивание

Последние комментарии

 
 
Developed by Lynxlab.net