Внештатный эксперт Максим Жбанков о дебютном альбоме проекта Dzieciuki: "За проектом встает убедительная легенда и это правильный ход. Другое дело, что внятного подтверждения музыкальным материалом не случилось. Помешал ядреный микс русского рока имени Юры Шевчука, ирландских плясовых, дворового угара и курса политграмоты".
Очередной релиз Алеся Денисова сотоварищи любопытен как послание от хорошего приятеля из провинции. И столь же предсказуем. Жизнь за пределами минской кольцевой течет на совсем других скоростях, кружит в зоне одних и тех же сюжетов, цепляет все тех же персонажей. Там денег меньше, а звезд больше. Там Калиновский – застольный друган, а лесные братья все еще пускают комиссарские поезда под откос. Там снятся не танцы на Манхэттене, а наши танки в Минске. Там корчма – земля обетованная, а велосипедный трип – эпохальное событие. И самое главное: можно не заморачиваться качеством звука и глобальным контекстом. Вот поет душа – и славно. Как умеет, так и поет.
Предыдущий опыт Денисова "Людзі на балоце" был значим как попытка партизанской вылазки гродненских панков на территорию "Народнага альбому". Но у Анемподистова с бригадой "альтернативный фолк" был ресурсом национальной самоидентификации, талантливой игрой интеллектуалов. Панк-версия от гродненцев неизбежно оказалась упрощенной, чересчур плакатной по смыслу и весьма сырой по звуку.
"Гарадзенскі гармідар" (с четырьмя из шести участников "Людзей") частично исправил ошибки предыдущего релиза. А частично усугубил. Сама идея проекта – музыка отвязных, свободных и юморных хлопцев, антисоветских романтиков-патриотов – вполне логична и симпатична. Может быть и такое – в пику минским евро-эстетам. За проектом встает убедительная легенда и это правильный ход. Другое дело, что внятного подтверждения музыкальным материалом не случилось. Помешал ядреный микс русского рока имени Юры Шевчука, ирландских плясовых, дворового угара и курса политграмоты.
Релиз разваливается на три слабо совместимых блока. Первый – привет из прошлого: условный боевой антисоветский фольклор, обрезки из "Людзей на балоце" ("Хлопцы-балахоўцы", "Лесныя браты", "Мужыцкая праўда", "Косю"). Второй – музыкальные политинформации, выездной культпросвет ("Сумнае рэгі", "Забытая магіла"). Третий – застольные песни и пляски нынешних вольных городенцев ("Карчма", "Нашыя танкі", "Частуханы", "Па гарах").
Самый яркий и плотный по звуку – первый (особо отмечу "Косю"). Самый скучный – второй. Самый буйный и сырой – третий. С учетом того, что треки всех трех разрядов идут вперемешку, возникает эффект лихой езды по ухабам – постоянные перепады качества звука и смысла контента. Наметки некоей общей драматургии релиза пропадают где-то к середине программы, дальнейшее становится совершенно необязательным ("Песьня пра гарадзенскага гастарбайтэра", "Частуханы") и к финалу впадает в чистую дворовую самодеятельность, при том весьма напыщенную: "Калі нашыя танкі заедуць у Менск, я шмат каго павешу!" Хлопцы, пиво с водкой больше не мешайте: для мозгов вредно.
Релиз, тем не менее, показательный: гродненские самородки делают то, что по разным причинам не в фаворе среди минских артистов. Они пытаются строить новую белорусскую ментальность - с корнями в драматичном прошлом нации. То, что пока выходит косо и криво – не их проблема, а наша общая беда.
Итого: cлабый ход в верном направлении.
Оценка: 6 из 10
Прочитать рецензии "штатных" экспертов на этот альбом вы можете здесь.
Об авторе:
Родился в 1958 г. в Минске. Закончил Белоруский государственный университет (философское отделение), кандидат философских наук. Культуролог, киноаналитик, журналист. Преподаватель "Беларускага Калегіюма". С 1992 года – неизменный ведущий "Киноклуба" в кинотеатре "Победа". В 2005-06 годах — заведующий отделом культуры "Белорусской деловой газеты". Автор многочисленных публикаций по вопросам современной культуры в журналах "Мастацтва", "Фрагмэнты", pARTisan, на сайтах "Наше мнение" и Naviny.by. Автор идеи книги "Залатыя дыскі беларускага рок-н-ролу" (Минск, 2004).
Комментарии
Никогда ещё не видел, чтобы в
Никогда ещё не видел, чтобы в одной рецензии альбом разобрали по всем положительным и отрицательным полочкам без патетики и пустословия. Впрочем, Максим Жбанков всегда отличается от других своими особыми метафорами и сравнениями, но всегда понятными - по крайней мере для меня.
Такие рецензии можно читать даже не интересуясь музыкой или творчеством рассматриваемой группы.
Это как у одного очень известного сатирика: интересны не сами слова и предложения, а определенная матрица мышления. Тогда даже не важно о чём или о ком человек пишет и говорит.