О проекте

Внештатный эксперт М.Жбанков: Naka "Довольна"

 

Максим Жбанков о новом альбоме Naka: "Именно в "Довольна" драматический талант Шпаковской оказался как никогда уместным. Именно здесь звуковые пейзажи проекта окончательно вышли за рамки шаблонного "русского рока"".

Вот та запись, которую как-то не хочется распиливать на составляющие и разбирать по кусочкам. Новый альбом проекта Анастасии Шпаковской излучает странную магию: слушать его временами мучительно больно, но вот остановиться никак не выходит. Поскольку это очень личное высказывание артиста времен обезумевшей стабильности и поголовного счастья. На нашей сцене аналогов не имеющее.

Музыкальными агитками и фельетонами Родину не удивишь: знаки борьбы давно превратились в чуть ли не главный маркер белорусского культпроцесса и успешный продукт на вывоз (вспомним хотя бы боевых "Ляписов"). Тем более ценен другой взгляд на белорусский расклад: беспартийный, двуязычный, с шепотом, переходящим в крик, и фортепьянными всплесками под спотыкающийся барабан.

Пожалуй, впервые Naka выпустила остросоциальный альбом – под который, однако, не тянет махать флагами и строиться в шеренги. Это цельный песенный цикл, внимательно и жестко диагностирующий дни "всенародного похмелья" (БГ) через призму частного опыта и отдельной судьбы. Естественной формой авторской речи здесь становятся саркастичные переплясы, драматические монологи и фантомная нежность. Естественным стилем – готичное кабаре. Черный бурлеск. Так поют заводные балеринки в своем пыльном ящике. Такие сны видят пленные плюшевые медвежата.

Можно простить автору пару необязательных треков (к примеру, квази-земфировскую "Клочьями"), неровность текстового материала ("я думаю, не сплю, все думаю о чувствах...", "потихоньку растерялись, рассердились и сдались..."), временами зашкаливающий пафос ("невинно убиенных хватит на всех...") и некоторую эмоциональную монотонность (особенно заметную к середине программы), поскольку перед нами честная попытка ответа на вопрос "как жить, когда больно?". Или точнее – как быть мимо борьбы. Когда в теленовостях сплошь черные клоуны. А геройская сказка растаскана на анекдоты и карикатуры.

Именно в "Довольна" драматический талант Шпаковской оказался как никогда уместным. Именно здесь звуковые пейзажи проекта окончательно вышли за рамки шаблонного "русского рока". Именно здесь (деликатно уйдя в бонусы) впервые в практике группы возникают в дуэтах с Анастасией два героя белорусской альтернативы: Ян Маузер и Змитер Вайтюшкевич. Эволюция проекта налицо. И это реально интересно.

Прочим отечественным артистам стоило бы серьезно присмотреться к качеству этого артефакта: изощренная звуковая палитра, внятная драматургия общего сюжета с весьма неслучайным порядком треков, отличный дизайн обложки. Но куда интереснее то, что под ней.

Автор резко повзрослела и убежала от профессиональных позерства и манерности. Заново увидела страну и себя. А что болит – это нормально.

Итого: Па-де-де на битом стекле.

Оценка: 10 из 10

Прочитать рецензии "штатных" экспертов на этот альбом, поставить свою оценку и ПРОСЛУШАТЬ его вы можете здесь.

Об авторе:

Родился в 1958 г. в Минске. Закончил Белоруский государственный университет (философское отделение), кандидат философских наук. Культуролог, киноаналитик, журналист. Преподаватель "Беларускага Калегіюма". С 1992 года – неизменный ведущий "Киноклуба" в кинотеатре "Победа". В 2005-06 годах — заведующий отделом культуры "Белорусской деловой газеты". Автор многочисленных публикаций по вопросам современной культуры в журналах "Мастацтва", "Фрагмэнты", pARTisan, на сайтах "Наше мнение" и Naviny.by. Автор идеи книги "Залатыя дыскі беларускага рок-н-ролу" (Минск, 2004).

Naka

Чтобы оставить свой комментарий к этой публикации, войдите в систему. Нам важно ваше мнение!

Или авторизируйтесь посредством:

 

RSS

RSS-материал

награды Experty.by

рецензии и аудиозаписи

алфавитный каталог

  • более 350 альбомов
  • онлайн-прослушивание
  • описания и рецензии
  • ссылки на легальное скачивание

Последние комментарии

 
 
Developed by Lynxlab.net