Надежда Кудрейко о новом альбоме Атморави: "И на трёх аккордах с шипящей плёнкой можно записать песни, которые становятся классикой... В данном случае я гармонии не ощутила, а вот дисгармонию неоднократно".
Атморави остался верен себе – выпустил очередной альбом "у саматужным стылі". На этот раз при наличии вполне запоминаемых мелодий, слушать это как музыку у меня не получилось. Демо, рыба, наброски песен для разных всем известных групп или исполнителей – я бы так назвала. Заготовки для аранжировок, профессионально продуманные партии… Но всё это не сведённое в музыку.
Предположим, условная музыка – всего лишь обрамление для текста и мысли, вербальной и невербальной эмоции автора. Такой подход имеет право на существование, что доказано многими артистами, в первую очередь бардами. И на трёх аккордах с шипящей плёнкой можно записать песни, которые становятся классикой. Точность слова и дыхания, сам тембр голоса, правильно расставленные акценты, соответствие поэтической фразы музыкальной, нечто неуловимое, что можно назвать честностью и искренностью исполнителя, гармония формы и содержания – вполне достаточны для подобного жанра. Вернее, достаточны и необходимы. В данном случае я гармонии не ощутила, а вот дисгармонию неоднократно.
Во-первых, сам вокал. Сладчайший, сюсюкающий, на грани пародии стиль пения, такой "ми-ми-ми" – и при этом "мы победим!" и прочая "героическая" тематика. Невольно ли исполнитель впал в подобный тон маленького мальчика, которого надо пожалеть, или это продуманная концепция – могу только догадываться, но мне это показалось неприятным, негармоничным для взрослого мужчины. Да и для самих песен. Многочисленные "а-ааа-ааа", вокализы, распевы слогов свидетельствуют о проблемах или в стихосложении, когда просто не хватает слов и рифм, или в создании точной мелодики.
И, наконец, сами тексты. Всё, о чём написала выше, можно было бы простить и не заметить, если бы то, что автор и исполнитель сам вывел на первый план, того стоило – текст, стих. Но тут интересный поворот. Слушаешь песню, сделанную по эстрадному шаблону – и постоянно натыкаешься на банальные фразы, несвязанные между собой причины и следствия, нагромождение неточных образов, из которых непонятно что следует. Припев, например, "Дай мне руку, дай другую! А лучше рядом ложись. И мы станем чуть, чуть ближе на всю оставшуюся жизнь" категорически режет слух. Для эстрадной песни. И другие подобные места. "И дело не в том, что мне безразличны те, кого ласкает мой вой. А в том, что я хочу сфокусировать взгляд на том, как мы торгуем собой" (апофеоз неоправданного пафоса – песня "Насколько непросто").
Но я не поленилась потом почитать все тексты. И, оказалось, что в написанном виде это совсем не так плохо. Читается с другой интонацией, пустоты заполняются смыслом, додумывается образ, штампы не кажутся такими уж неуместными. Делаю вывод – форма не совпала с содержанием. Противопоставлю этому альбому предыдущий – "Путь белых облаков". Хоть он якобы и не номерной, и на другую тему, но намного совершеннее именно из-за соответствия формы и содержания. Но пусть Рави и дальше поёт о своих проблемах в отношениях с женщинами и окружающим миром (кому-то близко, кому-то нет), пусть и дальше транслирует образ неуверенно-самоуверенного подростка(сама тема творчества уже не так важна) – хотелось бы точности изложения. Под минимальную гитару это слушалось бы лучше, ИМХО. Или с другими текстами.
Оценка: 5 из 10
Прочитать рецензии "штатных" экспертов и ПРОСЛУШАТЬ этот альбом вы можете здесь.
Об авторе:
Журналист, работает на Белорусском радио. Родилась и живет в Минске. Дипломированный математик и филолог. В прошлом автор передач о рок-музыке "Яшчэ не вечар", "Сонца ў вочы", "Тры акорды" и т.д. Много лет была автором передачи об авторской песне "Моя музыка", а также организатором и ведущей фестивалей "Травеньскія вечары аўтарскай песьні".