Известный российский музыкальный критик Алексей Мажаев о новом альбоме группы "Ляпис Трубецкой" в рецензии для агентства Intermedia: "Если пластинки "Капитал" и "Манифест" подкупали неожиданностью и наглостью высказывания, то "Культпросвет" выглядит стерильно концептуальным и до скуки предсказуемым".
Проще всего считать "Культпросвет" заключительной частью трилогии, доводящей до логического завершения идеи "Капитала" и "Манифеста". В таком случае можно заявить, что в своем революционном пафосе "Ляпис Трубецкой" дошел до абсурда, после чего далее расширять и углублять эту тему бессмысленно. Впрочем, это только предположения – Сергей Михалок нигде не называл цикл завершенным (строго говоря, он вообще не называл эти три диска циклом) и не обещал к следующему альбому перейти на какие-нибудь новые рельсы. Будем надеяться, что все-таки перейдет – если пластинки "Капитал" и "Манифест" подкупали неожиданностью и наглостью высказывания, то "Культпросвет" выглядит стерильно концептуальным и до скуки предсказуемым. Одно только перечисление треков не оставляет шансов на "шаг влево – шаг вправо": "Буревестник", "Анархо-турист", "Бесы", "Мистер Лох", "Болт", "Красный факел", "Пульс эпохи", "Зомби-роботы", "Нигилист", "Свежий ветер" и т.д.
Между тем, чрезмерная увлеченность той или иной придуманной концепцией никогда не шла во благо "Ляпису Трубецкому". Как только сгенерированная здравая идея начинала диктовать группе ее репертуар, слушать Михалка и Ко становилось трудновато. "Ляписы" часто считали себя умнее своих слушателей, порой небезосновательно, но публика иногда оставалась в недоумении: кто же такие эти белорусские антиглобалисты – умелые хитмейкеры-манипуляторы или дворовые пацаны с сиротскими песнями? Рокеры или попсари? А может, из отряда шансоновидных? Наши они или не наши, в конце концов? Зайдя в очередные труднодоступные дебри, группа всякий раз находила изящный выход из них, да так, что едва ли не каждый их новый поворот воспринимался со стороны как новое слово в искусстве. Особенно удивительным выглядело превращение "ляписов" на альбоме "Капитал" - прямо по тексту их песни "Светлячки", "раньше был алкаш и торчок – а теперь боксер и качок": вместо помятых мужичков в вытянутых трениках пришли злые спортивные парни со своей беспощадной правдой. "Манифест" оказался еще злее, циничнее и куражистее.
"Культпросвет", вышедший менее чем через год после предыдущей пластинки, безупречен по форме, но пасует перед двумя предшественниками по содержанию. Собственно, кроме формы, тут почти ничего и нет. Фотосессия в образе Маяковского, "окнаростовские" шрифты, а-ля-маяковские же рубленые лозунги, обличение вместо иронии… Инструменталисты "Ляписа Трубецкого" играют в туповато-решительный "оркестр пролетарского джаза", в ска-панковском звуке нет никаких намеков на творческие поиски, треки "Красный факел" и "Свежий ветер" откровенно эксплуатируют былые мелодические достижения команды, да и большинство остальных вещей недалеко ушло; вот разве что "Зомби-роботы" откровенно порадовали мотивчиком. В текстах тоже гораздо меньше удач, чем принято ждать от "позднего" Михалка: чувствуется, что не так уж просто было ему написать дюжину песен на заданную тему. Автор, конечно, профи, и выдает порой мощные и остроумные строки (см. произведения "Болт" и "Красный факел"), но его поэтически-политического задора на весь альбом не хватило: в ход пошла даже сомнительная рифма "нигилист – злобный глист".
Что ж, "Окна РОСТа" Маяковского тоже были невероятно круты по форме – но в их содержании встречалось достаточно, откровенно говоря, полной ерунды. В качестве итогового высказывания "Культпросвет" выглядит вполне весомо – но мы пока не знаем, куда Михалок со товарищи вырулит дальше, и пример Маяковского внушает здесь некоторые опасения.
Оценка: 3 из 5
Оригинал публикации на сайте агентства Intermedia.
Об авторе:
Журналист, критик, специалист по русскоязычному музыкальному мейнстриму. Родился 14 октября 1972 года в Москве. В 1994 году окончил Московский государственный университет печати. Работал верстальщиком в российско-южноафриканской газете "New Bridge", параллельно начал публиковаться в популярной газете "Я молодой" (молодёжное приложение к "Аргументам и фактам"). С 1996 года трудится в музыкальном отделе информационного агентства "InterMedia", откуда в 2004-м ненадолго уходил в журнал "Play". Рецензировал все важнейшие русскоязычные пластинки за последние десять лет, интервьюировал чуть ли не всех известных музыкантов, да и не по одному разу, публиковался во множестве московских СМИ.