"Многое сделано на компьютерах, но то, как записаны голоса, то, как квакают гитары и взвизгивают клавиши, и, главное, то, как сочинены мелодии, не может не трогать ностальгические струны, натянутые когда-то Алексеем Рыбниковым, Эдуардом Артемьевым и Давидом Тухмановым", – так отозвался об альбоме популярной минской группы "Кассиопея" известный российский критик Борис Барабанов.
Музыкант и актер Илья Черепко-Самохвалов имеет непосредственное отношение не только к "Кассиопее", но и к другому коллективу – "Петля Пристрастия" (чей дебютный альбом "Всем доволен" был признан одним из самых оригинальных за последнее время). Обе группы заключили контракт с московским лейблом "Снегири", выступления их проходят при битковых аншлагах... Секрет успеха, видимо, в том, что ребята сумели точно уловить абсурдность сегодняшней жизни, заставляющий двигаться в общем потоке и потреблять свой индивидуальный "Сникерс"... Это уже не монументальный стеб "Ляписа Трубецкого", не экспортируемый деревенский трэш Дяди Вани. Это что-то новое – настоящее переосмысление себя и своего времени, интересное не только клубной аудитории Минска.
Кроме того, Илья Черепко-Самохвалов играет в Молодежном театре и всегда добавляет в свои концерты нотку театральности: может выйти на сцену в женском платье или поставленным актерским голосом прочитать неприличный стих...
– Илья, у вас есть любимая роль в театре?
– У меня была любимая роль – Тома Вингфилда в "Стеклянном зверинце" Теннесси Уильямса... Но спектакль убрали из репертуара и любимых ролей у меня больше нет. Да и вообще, когда театр лишился своей площадки из-за реконструкции и теперь играет на других сценах, пришло какое-то ощущение надлома...
– Тем не менее театр по-прежнему занимает большое место в вашем творческом графике?
– Пожалуй, да.
– А может наступить момент, что вы от него откажетесь?
– Не исключено.
– По финансовым причинам?
– Нет, скорее, по причине несоответствия графиков. Скажем, если возникнет необходимость ездить в продолжительные гастрольные туры, играть по 10 – 15 концертов, я просто-напросто не смогу совмещать театр и музыку...
– А что вам театр дал хорошего?
– Возможность стабильного получения дохода, и на каком-то этапе именно театр помог не потерять себя. Может, это достаточно патетически звучит, но это так и есть.
– Значит, вы и пришли в труппу сразу раскрепощенной творческой личностью?
– До какой степени раскрепощенным?
– До того, чтобы стать фронтменом одной из самых оригинальных групп на нашей сцене. Вот вы сегодняшний и вчерашний: между этими двумя людьми большая разница?
– Колоссальная, конечно. Тогда я был грязный, немытый, глупый...
– И злой?
– Нет, особенно злым я никогда, к сожалению, не был. Потому что способность вовремя разозлиться – очень важное качество. Оно позволяет не жалеть себя, и стоять на своем.
– Но у вас подписан контракт с московским лейблом "Снегири" – каких усилий это потребовало? Это ведь чуть ли не единичный пример для нашей музыки.
– Никаких. Просто наш продюсер Александр Богданов связался с ними, подкинул "Снегирям" материал – и все. С "Петлей Пристрастия" и с "Кассиопеей" сразу подписали договор.
– И как складывается ваша работа с лейблом?
– Мы практически не общаемся. Олег Нестеров сейчас опять занялся своей группой "Мегаполис". Но по контракту мы обязаны за три условных сезона выпустить 3 альбома...
Когда альбом группы "Кассиопея", например, был готов, мы несколько месяцев пытались об этом им сообщить. Нам не отвечали. Дошло то того, что мы даже хотели выкладывать его в интернет. Ведь когда материал готов, тянуть нет смысла...
– Не отвечали из-за смога?
– Из-за смога, жары, ураганов или магнитных аномалий... А потом вдруг заявили: "Давайте выпустим альбом в октябре-ноябре текущего года". Но это – что касается "Кассиопеи", а в отношении "Петли..."... Вполне возможно, что этой группе придется со "Снегирями" расстаться, как выяснилось, наше сотрудничество не является продуктивным. Сейчас мы сами себе конферансье...
Текст: Валентин Пепеляев
Фото: Артур Прупас
"СБ – Беларусь Сегодня"