О проекте

Олег Климов: "Забытая мелодия для песни"

 

Олег Климов собрал отзывы о белорусских поп-композиторах для газеты "СБ – Беларусь Сегодня": "Обрушить скрипичные ключи на головы творцов мы попросили людей в шоу-бизнесе известных, в том числе... и самих композиторов. Не все они разделяют мнение, что в Беларуси все так уж скверно с этим видом деятельности, а потому грудью встали на защиту таланта своих коллег."

Я вам обещал, что и до семи нот доберусь? Обещанное ниже! Мы уже обсуждали с вами тему, почему наши артисты поют песни с не всегда качественными текстами, и как вышло, что с белорусскоязычными современными композициями в стране напряженка. Более того, откликнувшись на весенний призыв "СБ", наиболее талантливые авторы сочинили вполне неплохие стихи, используя предложенные им слова. Теперь займемся мелодистами, чьи произведения тоже вызывают у слушателей не одну лишь восторженную реакцию. Обрушить скрипичные ключи на головы творцов мы попросили людей в шоу-бизнесе известных, в том числе... и самих композиторов. Не все они разделяют мнение, что в Беларуси все так уж скверно с этим видом деятельности, а потому грудью встали на защиту таланта своих коллег.

Геннадий Маркевич, композитор, автор музыки песен "Жемчуга", "Звезды" (Инна Афанасьева), "Я схожу по тебе с ума" (Валерий Дайнеко), "Они", "Так бывает" (Ольга Плотникова), "Без тебя" (Ольга Плотникова и Дмитрий Врангель), "Рано или поздно", "Облако" (Руслан Алехно):

"Я не согласен с некоторыми журналистами и слушателями, обвиняющими современных белорусских эстрадных композиторов в том, что они не могут писать запоминающиеся, яркие мелодии. Да вы возьмите ну не любую, но каждую вторую-третью песню Славы Ракитина, Лени Ширина, Макса Алейникова, Сергея Сухомлина, Жени Олейника, и она окажется очень популярной в народе. Но у нас многие молодые люди перестали смотреть по телевизору концертные программы, они слушают (если слушают) FM-станции. А вы припоминаете, чтобы в их программах объявляли, кто является автором той или иной композиции? А потом юноши и девушки удивляются: ты смотри-ка, оказывается, та классная песня – наша, а не какая-нибудь российская! И такое отношение со стороны радийщиков – норма. Минские музыкальные редакторы станций – самые ленивые люди в мире. Ты им песню привезешь, 100 раз позвонишь, снова приедешь, поклонишься в ноги, а они к тому моменту уже ее потеряли. Поэтому в последние годы белорусские композиторы стали работать на сторону – писать для украинских и российских исполнителей. И дело не только в гонораре, но и в том, что там мы для них – уважаемые личности. Вообще, вот эта наша национальная черта, что у нас все плохо, меня просто убивает".

Леонид Войтович, певец, композитор, автор песен "Девушка уходит из дома" (Искуи Абалян), "О самом главном" (Алеся), "Письма с берега", "Электронный мачо" (Виктор Пшеничный), "Простая песенка" (Ксения Ситник):

"Сейчас композиции как таковые мало остаются в памяти. Во-первых, потому что их в классическом смысле, по сути, почти нет. Есть некий синтетический жанр, по форме напоминающий песню, – текст, мелодия, запев, припев плюс предполагаемое зрелище на сцене или в клипе. Но по совокупности, по общему содержанию это не совсем песня, а трек – понятие рынка шоу-бизнеса, деталь эмоционально-финансового обмена: "пипл хавает, значит, все о’кей" – и артист в обойме, и небеден. Нынешний песенный продукт по аналогии с "продуктами йогуртными", "сметанными" продается неплохо, потому что относительно недорог и на него есть спрос. Таковы условности буржуазного вкуса, часто маргинального, но имеющего средства на его удовлетворение. В этих реалиях, где каждый день нужно выбрасывать на рынок новый продукт, публика запоминает не его мелодию, а брэнд – имя исполнителя или группы.

Во-вторых, придумать мелодию сейчас может любой – компьютеры есть у всех. И потому что все как-то уплотнилось – песня сжалась до рингтона, а "Война и мир" сократилась до размера sms, но среди всего этого шума и гама все еще присутствует вакуум, в котором носится что-то, к чему просто следует внимательно прислушаться. Какая-то простая, но очень запоминающаяся мелодия. А сам я сотрудничаю с очень хорошими композиторами-песенниками, знающими толк в современной музыке: Сергеем Сухомлиным, Виталием Пензиным, Сергеем Липенем, Максимом Пугачевым.

Современная публика более склонна к музыкальному фаст-фуду. Кстати, иногда он бывает довольно недурного качества. Конечно, от него порой пухнут мозги, но он спасает от голода в условиях дефицита выражения простых эмоций. Потому и композиторы, и поэты, и певцы, по крайней мере та часть их, которая понимает все, вынуждены идти на определенные творческие компромиссы, чтобы быть востребованными и зарабатывать".

Алексей Хлестов, певец:

"Если сравнивать наш музыкальный продукт с российским, то творчество ведущих белорусских композиторов абсолютно конкурентоспособно. Придираясь, можно найти изъяны в их багаже, но ведь и не все песни Давида Тухманова или Вячеслава Добрынина являются шедеврами. Тенденция такова, что музыкальную моду в последние годы диктуют не авторы композиций, а слушатели. А они основательно подсажены на примитив, который им в огромном количестве предлагают исполнители а-ля Верка Сердючка. И белорусские мелодисты среднего класса равняются на такое "искусство". Хит может быть разным – тот, о котором забудут через месяц, и который будут помнить десятилетиями. Я стремлюсь, чтобы в моем репертуаре были песни на годы.

А всем тем, кто сочиняет однодневки, хочу посоветовать: будьте в русле мировой музыки, ее тенденций и не берите пример с откровенных халтурщиков. Деньги, может быть, вы и заработаете, но имя – никогда".

Нина Богданова, певица, автор и исполнитель песен "Плакали два ангела", "Сильный мужчина", "Опять весна, а мне 17", "В музыке рождается любовь":

"Проблема современных белорусских композиторов заключается не в том, что они пишут плохие песни (есть и такое), а в том, что сегодня они, как правило, являются еще одновременно и аранжировщиками, и саундпродюсерами, и играющими на компьютере музыкантами. Если раньше я иногда работала с ними, то сейчас это делать перестала. Потому что они гонят сплошной формат, подстраиваясь под радио и телевидение. Да и композиторами многих могу назвать лишь условно – они не имеют музыкального образования, не владеют на должном уровне нотной грамотой, не умеют расписывать партитуры и тому подобное. Мне любопытнее сотрудничать с молодыми ди-джеями – Mikis, Kavaler. А из тех, кого стоит выделить, назову все те проекты, к которым приложил руку Владимир Кубышкин, а также Макса Алейникова, Виталия Пензина и Баграта Вартаняна".

Как видите, позиция респондентов ясна: композиторы у нас есть, мелодий шикарных навалом, но мы либо принимаем их за неродные, либо отдаем предпочтение массовому ширпотребу. Пойду-ка послушаю что-нибудь сочиненное на века, "Александрыну", например.

Оригинал публикации на сайте "СБ – Беларусь Сегодня".

Об авторе:

Родился 24 декабря 1964 года в Ленинске (Байконур), Казахстан. В 1988 окончил филиал "Восход" Московского Авиационного Института, в 1988-93 годах работал на минском заводе вычислительной техники им. Орджоникидзе. Затем два года занимался частным предпринимательством. В журналистике с 1995 года. С 1997 – редактор отдела российской и белорусской музыки в "Музыкальной газете", член редколлегии. С 1999 и до закрытия в конце 2007 – бессменный шеф-редактор газеты. С 2003 по 2009 – шеф-редактор журнала "HOT 7". С 2008 – один из экспертов музыкального интернет-проекта "Experty.by". Колумнист газеты "СБ – Беларусь Сегодня" (2009-2010), сайта "Белорусские новости" (2010), музыкальный обозреватель газеты "СБ – Беларусь Сегодня" (2010). Автор большого количества рецензий на диски, концерты и публицистических статей. В 2006-2007 годах выступил в качестве одного из ведущих белорусского телевизионного отборочного тура всемирного конкурса "The Global Battle Of The Bands".


Чтобы оставить свой комментарий к этой публикации, войдите в систему. Нам важно ваше мнение!

Или авторизируйтесь посредством:

 

RSS

RSS-материал

награды Experty.by

рецензии и аудиозаписи

алфавитный каталог

  • более 350 альбомов
  • онлайн-прослушивание
  • описания и рецензии
  • ссылки на легальное скачивание

Последние комментарии

 
 
Developed by Lynxlab.net