Внештатный эксперт и член большого жюри. В 1990-1995 годах писал об иностранной культуре для газеты "Вечерний Минск" и других изданий. С 1992 – автор и ведущий программы "Відзьмо-невідзьмо", которая выходила на БТ (до 2002), затем на СТВ (до 2011), а сейчас на "БелСате" (с 2012).
Хочу поблагодарить Диму Безкоровайного за то, что пригласил поучаствовать в Большом жюри этого отличного проекта музыкальной критики. Правда, я и раньше интересовался, а что творится в "нашем омуте". Жалко только, что в этом году удалось послушать как-то меньше обычного. Сами понимаете. По причине бесконечных разъездов. Раз уж в Беларуси не нашлось места моей беларускамоўнай тв-программе.
Всё равно слушать своё интересно. Удивляясь и убеждаясь в том, что мы, беларусы, не очень сильно оторваны от европейского культурного контекста. Как это часто пытаются представить те, кто плодит здесь а-ля московский низкопотребный попс. Хотя, в целом, всё всегда зависит от приоритетов. Или вам интересно музыку СЛУШАТЬ, или вы воспринимаете музыку просто как фон для удовлетворения всяческих иных своих физиологических потребностей. Или вы ищете в музыке некие "странные загогулины", новые для себя созвучия и смыслы, трипы, путешествия, открытия, мастерство, виртуозность… или вас будоражит притоп-прихлоп и веселит "гармошка с балалайкой"… об этом спорить бессмысленно.
Можно просто удивляться, когда вдруг какие-нибудь глубокие вещи вдруг становятся актуальными для многочисленных групп людей. Например, "Не быць скотам". Значит, проблема, замеченная художником, волнует сотни тысяч. Значит, получилось отыскать те самые ноты, которые вошли в резонанс. Интересно, что выдающиеся произведения далеко не всегда входят в такой резонанс.
Элитарное искусство? И такое у нас есть тоже. А есть просто весёлые, задорные, шуточные штуки, которые радуют и поднимают настроение. Я не говорю о безумных дискотеках. Потому что для меня, если музыка имеет тексты на русском или беларускай мове, смыслы однозначно выходят на первый план. Я всегда обращаю внимание на степень удачности соединения смыслов и музыки. Возможно, это мешает оценить качество музыкантов… Но для меня это важно. Зачем что-то сочинять, если сказать нечего? Если не способны передать настроение, желания, мысли? К счастью, у нас в Беларуси есть много музыкантов, которые умеют это делать. И гораздо больше, чем в этом списке, что, несомненно, радует.
1. Змитер Войтюшкевич и WZ-Orkiestra "Варанок" – слушать
Почему этот (по-мнению некоторых) "недошансон" стал для меня фаворитом года? Да вот потому. Потому что это не шансон вообще. Это отличный саундтрек для фильма или, может, музыкальной театральной постановки. Немного юмористической, почти веселой. Вместе с тем, грустноватой и почти трагической. Подробнее в рецензии.
Я никогда не был завзятым фанатом ни Элвиса Костелло, ни Дэвида Бирна… Хотя всегда относился к их творческим взглядам с большим интересом и уважением. Каково же было моё удивление, когда "Последний альбом" г-на Пукста не просто убедил меня в жизнеспособности такого рода экспериментов, но утвердил во мнении, что и русским языком можно научиться пользоваться не только в примитивных целях. А даже и для выражения глубоких мыслей в песнях. Пусть и непонятными для широкой аудитории образами и словами.
Безусловно, один из моих фаворитов года. Концептуальное произведение, где изобретательные и нескучные аранжировки гармонируют с режиссурой всего альбома, с текстами, которые несут не смысловую, скорей нервную нагрузку, с голосом Вероники, который воспринимается здесь как музыкальный инструмент. Подробнее в рецензии.
Атмосферный альбом. Это тот самый европейский ген, про наличие которого в белорусской культуре спорят, который ищут. А тут он доминирует. Продукт высокого качества, который можно поставить рядом со знаменитыми командами мирового уровня. Подробнее в рецензии.
Для меня – одно из удивлений года. Вот не думал, что встречу у нас электронного экспериментатора, который настолько войдёт в резонанс с моими интересами в этих стилях. Можно, конечно, что-то себе придумать и начать искать параллели и созвучия ему в авангардных записях зарубежных артистов… Пытаться сравнить "Мох" с какими-то трюками CocoRosie, Arto Lindsay, новыми глюками Cibelle и так далее… Однако я почему-то уверен, что автор не без удовольствия хвалится здесь своими собственными трипами.
Фолк-рок, средневековая музыка, тест на беларускасць… Не думал, что к этим двум песням и многочисленным (но таким разным) инструментальным композициям буду неоднократно возвращаться. Подробнее в рецензии.
Одна из моих слабых (в теперешнем нашем мире) сторон – это остатки интеллигентности. Поэтому в случае соревнования любой пошловато-глуповатой попсы с умной, интеллигентной и содержательной поп-музыкой я безусловно отдам победу "интеллигентной". Даже если обнаружу в ней некоторые назойливые моменты. Радуясь, однако, что эти "элементы" никак не мешают общему восприятию материала. Слушается всё легко, причём, на удивление, глубокие смыслы текстов не напрягают и не угнетают. Из таких артистов может и должен состоять беларуский мэйнстрим. Думаю, лучший беларуский поп-альбом года.
Конечно, я что-то где-то слышал об этой группе и раньше. Но никогда не вслушивался, уж так получилось, в их прикольные вещицы. Знакомство с этим альбомом стало для меня удивлением года. И даже открытием. Давновато я не слышал в русскоязычной музыке простых и остроумных шуток. Буквально в каждой вещи. И в тексте, и в музыке. Музыканты хорошо владеют словом, инструментами, мелодиями, смыслами… Говорят, что они записывают альбомы такого же качества из года в год? Что ж, тем хуже беспомощным авторам и композиторам, которые не в состоянии ни шутить, ни веселить. Люди с развитым воображением и отсутствием комплексов послушают "Крот-фронт" от начала и до конца с улыбкой и хорошим настроением.
Мне искренне захотелось отметить и поддержать именно этот наш англоязычный молодой гурт. Меня не смутило ни их стремление играть эдакий модный теперь "ревайвл", ни вольно-невольное подражание группе The Black Keys (а это далеко не худший образец блюз-рока). Конечно, у ребят есть недостатки, но для меня они выглядят более чем простительно. Не хватает иронии? Зато есть чувства. Не хватает уверенности? Зато есть расслабуха. А вокал? Вокал есть. И он вполне себе интересен.