Внештатный эксперт и член "большого жюри". Постоянный автор "Музыкальной газеты" (1997-2007), газеты "Молодежный проспект" (1998-2001), журналов "Наш" (Украина; 2002-2007), "Развлечения и отдых" (2004-2006), редактор журналов "Джаз-квадрат" (2002-2003) и "Доберман" (2008-2009). В настоящее время – обозреватель "БелГазеты" (с 2005) и колумнист журнала "Большой" (с 2010).
Музыкальный год получился хорошим и разным: классики белрока выпускали очередные диски (что важно – не эпохальные, а просто хорошие очередные, что является показателем относительно здорового музыкального процесса в целом), актуальные группы напоминали о себе превосходными альбомами, случилось несколько роскошных дебютов – например, Clover Club и Sang Sattawood – и в целом, как уже справедливо отметили все отписавшиеся критики, все было разнообразно и интересно. Нечего добавить: и правда интересно и разнообразно.
Увы, совершенно невозможно, послушав весь массив альбомов за год, делать какие-либо выводы о том, что происходит с белорусской музыкой. Точно понятно, что происходит много всего нового (о многом мы даже не догадываемся, увы) – но альбомно-ориентированная реальность проекта позволяет нам судить только о том, что происходит с белорусской музыкой, записанной в студии или дома. Вообще – где-нибудь записанной.
Было бы забавно, если бы Experty.by присудили какой-нибудь ленивой группе, так и не записавшейся, но талантливой, номинацию вроде "надежда года" и при помощи какого-нибудь спонсора одарили бы ее записью альбома в студии. А через год герои пусть отчитываются.
А еще, кажется, у меня уже нет времени на белорусскую музыку или мне просто пора на заслуженный отдых. Только сейчас поняла, что забыла включить в десятку альбом Akute, который я больше всего слушала в этом году, а ведь он должен был быть тут как минимум в первой тройке.
1. Сергей Пукст "Внутреннее" – слушать
Альбом долгожданный, но хороший не поэтому. Песни эти за долгие годы своей концертной, концептуальной жизни эволюционировали и стали, что ли, духовно богаче, осмысленнее и трагичнее – самоирония выкристаллизовалась в драму, напыщенность выветрилась до состояния дурашливой легкомысленности, аранжировки перестали быть приветливыми и требуют концентрации и душевной работы по их восприятию. Пукст очень талантлив и поразительно недооценен, поэтому эту работу я поставила на первое место.
2. Серебряная свадьба "Laterna Magica" – слушать
Мне тоже больше всего понравилась песня про Сашу – она самая странная, в ней есть что-то вневременное и дикое, коллективно-бессознательное и магическое. И весь альбом в каком-то смысле такой же. Но мы так привыкли к "Серебряной свадьбе", что не можем воспринимать ее музыку как что-то удивительное и необычное, а жаль.
3. Красные звезды "Свобода 2012" – слушать
Группа вернулась к прошлым хитам и тематике с новым подходом, новыми аранжировками и новым опытом – как профессиональным, так и духовным, что ли. Получилось такое ретро наоборот – от ремейка "Последнего лета детства" хочется плакать, а старенькая "Олимпиада" (все, что осталось от странного проекта "Четыре") становится актуальной, дерзкой и приуроченной понятно к чему. И – что самое важное – альбом записан и звучит именно так, как и должен звучать: нет дисбаланса между материалом и его воплощением.
4. ДахаБраха и Port Mone "Хмелева Project" – слушать
Один из лучших белорусских дисков года и, возможно, один из лучших пост-фолк дисков года на всем экс-советском пространстве. Музыка, которую ни с чем вообще невозможно сравнить и о которой сложно говорить – а вот слушать не сложно, несмотря на далеко не самое тривиальное воплощение этих странных диких напевов.
5. Ляпис Трубецкой "Рабкор" – слушать
Отличный бескомпромиссный панк-рок с элементами хардкора: гораздо лучше, живее, яростнее и напряженнее, чем последний альбом Bad Religion, между прочим. "Ляписы" умудряются записывать такие новые альбомы, что даже если они и в чем-то слабее предыдущих, это вообще не заметно, потому что предыдущие тут же устаревают и становятся слабее, что ли, идеологически – столько всего вокруг происходит, что даже неловко слушать "Веселые картинки", тут же кругом драка, бойня, анархия и ярость!
6. Мох "Плашка" – слушать
Я боюсь писать про этот альбом, потому что Антон Кривуля много раз писал о том, что все эксперты нифига не поняли в этом диске и понаписывали, в общем-то, поверхностной пустоты и глупостей под видом аналитики. Не то чтобы я боялась писать глупости, я этим регулярно занимаюсь, но применительно к Кривуле как-то не хочется это делать, как-то неловко, стыдно. Скажу только, что альбом мне очень понравился и показался красивым. Глупость, конечно, зато никакой аналитики.
7. Красные звезды "Жiвой" – слушать
Возможно, "КЗ" стоит все свои альбомы записывать живьем в студии. Но я об этом уже говорила. Больше ничего про них сказать не могу, потому что я боюсь, что Олег Климов будет над всем, что я скажу, ржать в своем блоге.
8. Нейро дюбель "Дох... советчиков" – слушать
Вероятно, все так привыкли к новым альбомам Нейро Дюбеля, что даже не обращают внимания на то, что вышел еще один, а по-моему, это прекрасный альбом и большое счастье как факт и событие. К тому же, этот диск в каком-то смысле сильно пересекается с ранними "Дюбелями" и теми двумя разноцветными кассетами "Умных вещей", в обнимку с которыми многие из нас провели детство и юность. Песню про "Белтелеком" я часто напеваю, когда в очередной раз намертво пропадает интернет, также постоянно вертится в голове песня про бифидокефир, и вообще - там навалом прилипчивых мелодий, ярких риффов и смешных хороших песен про дикость и абсурд. Отличный пример "всего лишь" очередного крепкого альбома, о которых шла речь в первом абзаце данного повествования.
9. Палац "Кола грукатала" – слушать
Все, что делает Олег Хоменко – по умолчанию прекрасно, талантливо и здорово – и так обидно, что данный альбом тоже выглядит каким-то недооцененным, хотя ждали его чуть ли ни 10 лет! Но я тоже боюсь тут что-то писать, потому что как-то вот подошел ко мне Олег Хоменко и говорит: ты постоянно пишешь какими-то непонятными словами, вот совсем непонятными! Такие прямо сложные слова! Я спрашиваю: дискурс, экзистенциализм, трансгендер? Нет, говорит, ты что, я эти слова знаю, там у тебя совсем какие-то немыслимые слова были.
10. Vegetables "Добрый слон, будь здоров и живи долго" – слушать
Внезапно замечательная, тонкая и прекрасная электронная музыка, местами напоминающая то бруклинский призрачный инди-лоу-фай, то отшумевший британский трипхоп, то что-то эфемерное и трескучее вроде Crystal Castles. Впрочем, уже по цитатам c Iamamiwhoami все понятно – откуда это, к чему это, куда мы стремимся и чего хотим достичь. Альбом, правда, чудовищно неравномерный, и великолепные трэки в нем чередуются с пустотами, провисанием и невнятицей, но все равно это чертовски приятное открытие.
Experty.by