Максим Жбанков о новом альбоме "Петли пристрастия": "Уже на втором-третьем треке возникает стойкое ощущение дежавю. Возможно потому, что "Петля" работает с ограниченным набором ритмических рисунков и демонстративно отвергает любые претензии на "хитовость"".
В планетарии наших грёз есть двойная звезда "Кассиопея"/"Петля пристрастия". То, что это две очень разных музыки, не меняет факта наличия в проектах общего лидера – яркого фронтмэна и небанального сонграйтера Ильи Черепко-Самохвалова. А потому разговор о новом релизе "Петли" неизбежно заставляет оглянуться на "Кассиопею". Впрочем, не только на нее.
"Фобос", изначально заявленный как коллекция посталкогольных припевок, дает ровно то, что и было обещано: десять аккуратных гитарных треков с отчаянным лирично-депресивно-драматичным вокалом. Саунд плотный и жесткий, голос взвинчен и звонок. Машина работает без сбоев. В чем проблема? Как раз в том, что это машина.
В своих лучших проявлениях "Кассиопея" цепляет пестрой коллажностью звука и слова, бодрой шизоидностью текстов и их почти глэмовой поп-упаковкой. Образ "безумных хитмейкеров" мобилен, гибок и открыт к поглощению любых сопредельных трендов и стилей. "Петля", напротив, предельно центрирована и никак не склонна к безответственному раздолбайству. Одна беда: от этой целеустремленности быстро устаешь.
Уже на втором-третьем треке возникает стойкое ощущение дежавю. Возможно потому, что "Петля" работает с ограниченным набором ритмических рисунков и демонстративно отвергает любые претензии на "хитовость". Мелодика – лишь вспомогательный ресурс текстов, а тексты – младший партнер жужжащей гитары, которая не знает слова "пауза" и нетерпеливо считает куплеты (обычно два), чтобы выйти на соло. Странное дело – но (как бы) эстетская "Петля" рубится точно так, как прежде делали дворовые буддисты из "Кино", а сейчас – усталые дауншифтеры из "J:морс", новые мальчики из Akute и мастера самоповтора из "Ляписа". Это бег строго по расписанию, раскрой точно по лекалам. "Фобос" предсказуем – и потому с каждым новым треком всё менее интересен.
Впрочем, это можно списать на общую усталость продвинутого меньшинства – тех странных людей, которые все еще делают выставки, играют в холодных театрах и почему-то записывают всё новую и новую музыку для пустых дней победившей стабильности. С этой точки зрения, "Фобос" - не столько артефакт, сколько диагноз.
Лирика, лишенная плюшево-пластиково-комиксового декора "Кассиопеи", теряет свой причудливый шарм и периодически сбивается на злые стенания, закономерно переходящие в народные матюки: "Вечерами – и-го-го, по утрам – такой п####ц..." Тут (как и в случае Rokerjoker) уличная лексика создает эффект узнавания – но одновременно убивает поэтику. Поэтому лучшие номера релиза – именно те, где автор не дает себя съесть дворовому депрессняку. Едкая социальная зарисовка "Элегантный народ". Отличный экзистенциальный этюд "Небо – молот". Урбанистический эпик-хоррор "Сатурн". Именно эти треки заставляют отметить "Фобос" как вещь значимую – и ждать продолжения.
Итого: Похмельные заплачки для лишних людей.
Оценка: 8 из 10
Прочитать рецензии "штатных" экспертов на этот альбом, поставить свою оценку и ПРОСЛУШАТЬ его вы можете здесь.
Об авторе:
Родился в 1958 г. в Минске. Закончил Белоруский государственный университет (философское отделение), кандидат философских наук. Культуролог, киноаналитик, журналист. Преподаватель "Беларускага Калегіюма". С 1992 года – неизменный ведущий "Киноклуба" в кинотеатре "Победа". В 2005-06 годах — заведующий отделом культуры "Белорусской деловой газеты". Автор многочисленных публикаций по вопросам современной культуры в журналах "Мастацтва", "Фрагмэнты", pARTisan, на сайтах "Наше мнение" и Naviny.by. Автор идеи книги "Залатыя дыскі беларускага рок-н-ролу" (Минск, 2004).
Комментарии
весьма точное мнение,во
весьма точное мнение,во всяком случае совпадает с моим,с той лишь разницей что слушать это интересно и хочется
Не "Элегантные люди", а
Не "Элегантные люди", а "Элегантный народ".
А с выбором самых классных песен солидарна) Мы с мужем поделили между собой два лучших трека: "Небо-молот" - ему, а "Сатурн" - мне. "Небо-молот", кст, отличный рингтон)