О проекте

Пейзаж, нарисованный "Яблочным чаем"

 

Популярная джазовая группа Apple Tea ("Яблочный чай"), так много сделавшая для развития современного джаза, недавно вернулась из своего первого концертного тура по Беларуси. С одной стороны, грустно, что музыкантов такого уровня жители регионов могут услышать раз в 15 лет. С другой – много ли джазовых туров проходит сегодня? Приятно, что он вообще состоялся.

Более того, лидер коллектива композитор Игорь Сацевич уверен: если учесть все ошибки, гастролировать по родным весям можно ежегодно.

– Это был первый тур, и в этом его уникальность. Мы хотим сделать его традицией, потому что есть не только упущения, но и полезные наработки. Думаю, через год ситуация будет более гладкой и предсказуемой.

– Игорь, вы почувствовали, что за годы существования "Apple Tea" воспитали некую свою преданную армию поклонников?

– Армию? Нет. Когда мы были в туре по Беларуси, никакой армии поклонников я там не заметил. Может быть, взвод. Полк?..

– Вы обращаете внимание на то, что пишут о группе? Для вас это важно?

– Это важно, но иногда я просто не понимаю, откуда люди черпают информацию. Все как-то субъективно. Человек просто высказывает свое мнение, а критика, по-моему, должна быть более профессиональной. При оценке должны учитываться какие-то профессиональные моменты. Не знаю, например, цифры продаж альбома? Должен же быть спектр каких-то показателей. А просто высказать свое мнение, наверное, уже не очень серьезно. К тому же интересных событий у нас происходит не так много. Неужели у нас такая насыщенная джазовая жизнь, чтобы ее еще и критически оценивать? По-моему, надо приветствовать все, что происходит, радоваться этому.

– 15 лет назад все было так же скучно или поживее?

– Тогда мы работали в государственном коллективе, были моложе... Мероприятий, конечно, было больше. В Молодечно, например, во время музыкального фестиваля проходила традиционная программа "Джазовая ночь", на "Славянском базаре" – свой джазовый день. Но как только мы ушли из государственного оркестра, перестали существовать и в официальном музыкальном пространстве, и как джазовая единица из той жизни просто выпали, что мне кажется не совсем логичным. Все-таки мы один из немногих, смею надеяться, заметных джазовых коллективов в стране. Но вот до сих пор все концерты, которые у нас проходят, это только наша личная инициатива. В принципе, ничего обидного в этом нет, но ежегодно в Минске проходит джазовый фестиваль, и если это джаз-фестиваль, почему нас ни разу туда не пригласили? Вообще, у нас нет традиционной сильной джазовой школы, выпускающей стабильное количество сильных, ярких музыкантов. Все успехи – либо от индивидуальных усилий, либо от стечения обстоятельств. Если появляются вдруг отдельные талантливые музыканты, они не могут быть не замечены нашим коллективом, поскольку вокруг нас все время что-то происходит. Хороших клавишников сегодня, например, можно перечесть... Если скажу, что по пальцам одной руки, – многие обидятся, поэтому скажу, что двух. Их действительно не так много. Кто-то от нас уходит, потом возвращается. Вот Костя Горячий уезжает работать музыкантом на корабль, потому что ему надо денег заработать, и мы его отпускаем. Но потом Костя сходит на берег, и мы его снова с удовольствием принимаем. Потому что он сложившийся яркий музыкант. С ним интересно, с ним – эффектно.

– Это довольно тонкие материи все-таки. Каждый музыкант – личность, привносящая в музыку "Яблочного чая" что-то свое. Но ведь это может идти вразрез с вашим композиторским видением?

– Да, лицо группы меняется. Это и здорово. Джаз – такая сфера, где индивидуальность имеет большое значение. Что такое чувство свинга? Это же невозможно объяснить. Специфическое чувство, которое или есть, или его нет.

– Вы часто гастролируете за пределами страны. Вот в Литве вам легче выступать?

– Ну что значит легче? В Литве сильны традиции авангардного джаза, граничащего иногда, как я это называю про себя, с шарлатанством. Мне так кажется. Музыкант, например, весь концерт может искать какой-то звук... Это уже большое театральное действо, а не музыка.

– А с пренебрежительным отношением к группе со стороны классических музыкантов вы сталкивались?

– Джазовый музыкант способен на большее, потому что он развенчивает классический материал, но при этом способен сыграть и классическое произведение. А джазовые успехи у "классиков" сомнительны. Но есть виртуозы одинаково успешные и в джазе, и в классике. Уинтон Марсалис, например. Уникальный человек.

– То есть завтрашний день музыки – за синтезом?

– Да это все было уже такое бесчисленное количество раз... Майлз Дэвис уже играл с симфоническим оркестром. За всем не уследишь, и это хорошо. Можно, конечно, пойти в какую-то совсем неожиданную сторону... Год назад в филармонии прошел концерт: в первом отделении играли мы, а во втором – Государственный академический симфонический оркестр под управлением Александра Анисимова Девятую симфонию Бетховена. Это, кстати, была инициатива Анисимова. Он вообще большой творческий авантюрист. И мы с нетерпением ждем нашего следующего совместного проекта.

– Что за проект?

– Оркестр будет играть нашу музыку. И торопиться тут не нужно. Начинаем мы уже сейчас, но покажем программу только следующей осенью. Поскольку будет затрачено столько усилий, привлечен симфонический оркестр, хочется все сделать на достойном уровне: выпустить DVD-диск с хорошей записью, CD. В Киеве у нас есть очень хорошие друзья, которые могут помочь сделать такой концерт и там. Дальше можно фантазировать. Для подобной программы мы набрали уже достаточно оборотов, стали мудрее.

– Музыку Игоря Сацевича сегодня можно услышать и с телеэкрана – в рекламных роликах...

– Еще я пишу музыку к мультфильмам – для работ Марины Карповой, Александра Ленкина... С кем-то тяжело работать, потому что иногда говорят: "Я должен "переспать" с этой мелодией". Помню, с одной мелодией режиссер "спал" год, а потом говорит: "Игорь, а ведь замечательная музыка!" Есть заказчики, которым кажется, что они сами все видят, слышат, знают. У них присутствует недоверие к композитору, могут даже что-то напеть. В таких случаях я говорю: "Стоп. Я же – композитор. Давайте я сам".

– Вы соглашаетесь на каждый проект, который вам предлагают?

– Практически да. Потому что предложений так мало, что нет ни коммерческого, ни творческого смысла от них отказываться.

- А сколько должны "переспать" с мелодией вы?

– Мне больше хочется это сделать с аранжировкой. Своим мелодиям я верю больше. А вот с тем результатом, который дает в аранжировках коллективное творчество, иногда могу не согласиться. Оно может приводить к совершенно неожиданному результату. Может быть, я должен быть более покладистым?

– Когда "Яблочный чай" можно услышать в ближайшее время?

– 14 декабря в моей родной гимназии-колледже искусств им. Ахремчика мы даем благотворительный концерт.

– На Новый год у вас уже все расписано?

– Не все, к сожалению. Вот у вас в газете будет корпоративный праздник? Приглашайте. Только учтите, у нас в музыке только "натуральные" ингредиенты, поэтому "Яблочный чай" – удовольствие не из дешевых.

Текст: Валентин Пепеляев
Фото: Артур Прупас
"СБ - Беларусь Сегодня"


Чтобы оставить свой комментарий к этой публикации, войдите в систему. Нам важно ваше мнение!

Или авторизируйтесь посредством:

 

RSS

RSS-материал

награды Experty.by

рецензии и аудиозаписи

алфавитный каталог

  • более 350 альбомов
  • онлайн-прослушивание
  • описания и рецензии
  • ссылки на легальное скачивание

Последние комментарии

 
 
Developed by Lynxlab.net