Гитарист "Крамы" и "Палаца" Сергей Труханович рассказал интернет-газете "Ежедневник" о том, как передал привет Шварценеггеру, как обезопасить себя от венерических заболеваний, уйдет ли из "Крамы" к Алехно и за что невзлюбил попугая.
– Недавно ты вернулся из США, что там делал?
– Я был приглашен Дмитрием Даукшем для участия в туре по Америке. Всего за поездку у нас было 12 концертов в пяти штатах. Сначала мы приехали в Сиэтл, на родину рок-н-ролла. Там, кстати, находится могила Джимми Хендрикса, но до нее я, к сожалению, не доехал. Был в Калифорнии, в городе Сакраменто, возле дома губернатора Шварценеггера, помахал ручкой и передал привет из Беларуси.
– Ты можешь перечислить все группы, с которыми работаешь, и исполнителей, с которыми сотрудничаешь?
– Основной мой коллектив – "Крама". Второй – тоже, можно сказать, основной – это "Палац". Периодически сотрудничаю с Даукшем и Русланом Алехно. Сразу скажу – я не сторонник поп-музыки, но мне нравится хорошая поп-рок-музыка. И с тем же Алехно мы играем живые концерты. Не далее как сегодня Руслан звонил мне из Москвы и интересовался моим графиком, чтобы планировать концерты с моим участием.
– В какой семье родился и где учился такой востребованный гитарист?
– Папа работал начальником цеха на Тракторном заводе, мать до сих пор работает в торговле. Они с музыкой не связаны. Но мои дяди по материнской линии – они все живут на Мядельщине – были там одними из лучших музыкантов, которые круто играли "вяселлі". И я с детства был одержим музыкой. До сих пор помню, как в детском саду и во дворе с ребятами песенки сочиняли и пели. Но после того, как мать купила старшему брату гитару и он с пацанами в беседке стал наяривать "три аккорда", я совсем "съехал". Только гитарой и бредил. Брату не нравилось, что я его гитару беру, и он постоянно ее прятал, предварительно "расстроив". Так что, придя из школы, мне нужно было сначала найти гитару, а потом попытаться ее настроить. Учился играть у случайных людей, которые показывали аккорды. Потом был Дом пионеров, где я уже играл в ансамбле, а потом – 148-е училище, где я учился на краснодеревщика. Там тоже был ансамбль, которым руководил прекраснейший человек Иван Михайлович Мухин. Он-то и привил мне настоящую любовь к музыке.
– То есть, никакого музыкального образования у тебя нет?
– Нет. Только когда я уже после училища стал играть с некоторыми филармоническими коллективами, в том числе и в ансамбле "Сябры" у Ярмоленко, мне в администрации дали понять, что устроить на работу столяра-краснодеревщика они не могут. Поэтому пришлось поступить в Институт культуры. Там встретился еще один прекрасный гитарист и преподаватель Владимир Угольник. Не жалею, что поступил.
– А о том, что забросил профессию столяра-краснодеревщика, не жалеешь?
– Я окончил училище в самый разгар перестройки и развала Союза. Это была эпоха евроремонтов. Резьба по дереву тогда гроша ломаного не стоила. Из моей группы только два человека остались в этом деле. Теперь это вернулось, но я уже нашел себя в другом.
– Наверняка, едва освоив гитару, ты тут же вышел с ней во двор. А там девочки, внимание и все остальное…
– На все твои хитрые намеки отвечу так: мы с женой живем вместе уже 15 лет, а знакомы – 20. У меня две дочери – Ксения, 15 лет, и Ульяна, 10 лет. Вот и делай вывод о том, как и с кем у меня все было. С ней я стал мужчиной, и она помогала и продолжает помогать в моем становлении как музыканта. Кроме того, у меня рано началась серьезная концертная работа, и меня "отвернуло" от девочек. Хотелось просто отдохнуть. Но если все-таки брал гитару, то вниманием не обделяли.
– И как ты от особо навязчивых отбивался?
– Гитарой. Это же ударный инструмент.
– И даже на гастролях, когда жена не может узнать?
– Ты же сам прекрасно знаешь, чем могут закончиться такие легкие связи. И триппер, и сифилис, не говоря уже про СПИД. Зачем это? Когда приезжаешь домой, а тебя ждет твоя женщина.
– С работы в каком коллективе ты отсчитываешь начало своей карьеры?
– В группе "Рокис", которую собрал ныне покойный вокалист Игорь Войцеховский. Тогда мы впервые устроились в филармонию и даже ездили в тур по "чернобыльским местам". До нас трудоустроенными в филармонии была только группа "Сузор’е". В один прекрасный момент мы (Илья Шевчик, Руслан Правда, Толя Горбач и я) решили поменять вокалиста. Пригласили Игоря Ворошкевича. А потом решили и название поменять. Так и родилась "Крама".
– А почему не сложилось с первым вокалистом?
– У нас разошлись взгляды на то, как нужно правильно работать и какие песни петь. Подробности не так важны, важно, что у нас была работа в филармонии и готовая программа. Ворошкевич попытался сначала исполнять старую программу, только с новыми, написанными под него текстами. Полгода мы ее "гоняли", пока Игорь не принес идею, из которой в результате получилась песня "Бяжы, хлопец". Песня стрельнула, и мы поняли, что нужно серьезно браться за новый альбом.
– Почему "Краму" "попросили" из филармонии?
– У них там каждые два года какие-то реорганизации, меняется начальство. Новое руководство желает принять новые коллективы, а штатное расписание ограничено. Значит, нужно кого-то уволить...
– В трудные для рока времена не было желания уйти в попсу?
– Никогда. Поиграв какие-то концерты с "Палацем" или Алехно, пальцы чешутся играть "крамовские" песни.
– А если тот же Алехно позовет работать на постоянной основе?
– Гонорар пять штук баксов, билеты и проживание оплачиваются? Если такое предложение будет, можно будет призадуматься. Но вряд ли я смогу надолго бросить семью. Особенно учитывая то, что дочери сейчас в таком трудном переходном возрасте. Даукш из-за меня в США поехал только на месяц, хотя приглашали на три.
– Даукш исполняет христианскую музыку. Легко было адаптироваться в этой среде?
– Легко. Я верующий и раньше активно посещал Церковь Иисуса Христа. Мне нравятся протестанты, хотя сам я православный. Особенно тем, что там можно своей музыкой славить Бога. Католики тоже идут в ногу со временем и позволяют играть в костеле. А попробуй сыграть в православной церкви!..
– В свое время "Крама" много выступала по московским клубам. Не жалеешь, что "не додушили" Москву?
– Мы каждый раз ехали туда с неохотой. Там другая среда и другая этнокультура. Мы чувствовали себя там чем-то инородным. Ведь точно так же мы могли попытаться зацепиться в Англии, когда выпустили англоязычный альбом и он занял в английском хит-параде первое место. Мы должны были ехать туда с концертами, но в английском консульстве в Москве нам не поставили визы. Время прошло, диск из хит-парада ушел, и рыпаться по новой мы просто не захотели. Что жалеть? Сегодня живем, а не вчера.
– Ты выпустил два сольных диска с инструментальной музыкой...
– Просто накопился переизбыток инструментального материала, который не входил ни в "Краму", ни в "Палац". Чтобы они не пропадали, я свои задумки доработал и выпустил альбомы "Точка невозврата" (1998 год) и "Нараджэнне таямніцы" (2003 год). Работаю над третьим.
– Во втором альбоме поет твоя дочь. Не против, если дочки пойдут в музыку?
– Они у меня пианистки, учатся в музыкальной гимназии. Я не буду настаивать, чтобы они шли в музыку или отваживать их от нее. Как судьба сложится. Но, честно говоря, я бы не хотел, чтобы они работали на сцене. Это тяжелый труд. Пусть лучше занимаются чем-то околомузыкальным.
– Я знаю, что ты еще и преподаешь...
– Приходят ребята, которым я показываю то, что умею на гитаре сам...
– Животные в доме есть?
– Рыбки есть. Был попугай, полгода чирикал на кухне, но я его "сплавил" – достал он меня. У меня были свои песни, а у него – свои.
– Как ты относишься к алкоголю и наркотикам?
– Выпить хорошего вина можно в редких случаях, когда есть повод. Или бутылочку пива жарким летним вечером. Наркотики же никогда не употреблял и никому не советую. Зачем закачивать в себя то, что в организме и так есть? Вызывать приток адреналина и кайфа нужно не наркотиками, а спортом и другими увлечениями. Нужно себя занять интересным делом – и все получишь без этой дряни.
Дмитрий Лукашук
"Ежедневник"