О проекте

Неформат: Князь Мышкін & Дзмітры Строцаў "Перыпетыі" (+аўдыё)

 

Евгений Долгих открывает на Experty.by новую рубрику "Неформат", в которой он будет рецензировать интересные белорусские альбомы, не вписывающиеся в основные стилистические рамки нашего проекта. Первый на очереди – недавний альбом группы "Князь Мышкин".

инфо

Рэліз: чэрвень 2011
Лэйбл: H-a-z-e.org

Дзмітры Строцаў – дэкламацыя, спеў
Лявон Нарушэвіч – гітара, гук
Віктар Сямашка – духавыя, фартэпіяна
Ірэна Катвіцкая – спеў

Запісана 11-10-2010 у клубе "Лісіная нара", Мінск
Майстарынг - Алесь Сямашка

где взять

Скачать бесплатно на сайте - h-a-z-e.org




Сколько людей у нас в стране интересуется "неформатным" искусством – авангардной музыкой и живописью, артхаусным кино, литературой с метафизическим "уклоном" – бог весть… Не возьмусь оценивать их количество, но они точно существуют – в утлом меньшинстве, понятное дело, однако именно они всегда впереди планеты всей – они сами себя назначили подопытными кроликами культуры и сами пожинают плоды своей метафизики. Попросту говоря, находятся в культурной интеллектуальной резервации.

Знаете, это я серьёзно говорю – насчёт резервации. Уже очень давно не покидает меня ощущение нереальности всего происходящего там, снаружи – где живут нормальные люди – они тоже ходят на работу, совершают там действия разной степени осмысленности, но вот потом для того, чтобы придти в себя, им требуется изрядная доза позитива – о, как я ненавижу это слово – позитив! Наверное, оттого, что сам почему-то в нём не нуждаюсь, зато вижу, как наркотик позитива отравляет всеобщий человеческий дух – медленно, но очень уверенно. Позитив убивает метафизику – уничтожает саму высокую идею музыки, стихов, живописи – оставляя голый утилитарный скелет, алгоритм. Всякий может воспользоваться этим алгоритмом и сочинить, например, песенку… с сокровенной, но такой явной надеждой срубить баблеца обрести популярность, однако ни дух, ни искусство будут тут ни при чем, увы. Увы нам и горе нам – мы наблюдаем этот процесс ежедневно и может быть, даже, ежечасно.

А вот "Князь Мышкин" целокупно с Дмитрием Строцевым (и Иреной Котвицкой) действуют совершенно в противоположном направлении – они приумножают презренный цивилизацией дух… Более того, они и есть чистое, незамутнённое воплощение благословенной метафизики этого духа. У них нет в запасе никаких алгоритмов, они не рассчитывают покорить своей музыкой и словами максимально возможное количество слушателей – они делают только то, что им самим интересно! И в этом случае результат музыкальной формулы (её неизвестное – "Х") зависит только от двух переменных – таланта исполнителя "Т" и мысли-фантазии "М".

"Т" у каждого артиста – величина более-менее постоянная, так сказать, от бога (вот бы научиться её измерять…), зато "М" может колебаться от нуля до бесконечности. Сама же формула произведения искусства предельно проста: Х равняется Т умножить на М. (Если исполнителей много на одной сцене, потом просто складываете Х1, Х2 и так далее). Да… вот только ни к популярности, ни к материальному итогу эта формула не имеет ни малейшего отношения… то есть зависимости нет никакой – и гений может быть богатым, и бездарь бедным, но чаще случается наоборот. (К сожалению или к счастью – тоже большой отдельный вопрос…).

Все это была болтовня, кто не врубился, не парьтесь присказка, а сказка… сказка – щас, на подходе.

"Князь Мышкин" – явление в белорусской музыке самоценное и самодостаточное. То же самое можно сказать о Дм.Строцеве в белорусской литературе. Тут в чем ещё прикол – ни первого, ни второго никакие наши тусовки не признают 100% своими – ну скажите на милость, какие же они, в натуре, белорусские артисты??? Формально-то, по букве – да, всю жизнь тут прокуковали прожили, но по духу они – чистые космополиты, ясен пень. И здесь даже не имеет ни малейшего значения, каков национальный язык их окружения и творчества, он может быть и русским, и белорусским… да хоть суахили – и музыка "Мышкина", и слова, которые пелись и поются и декламируются под эти звуки (и в этом альбоме и вообще), суть продукт космоса, вселенского какого-то разума, иногда детского, иногда зрелого, иногда изогнутого временем. Такие самопроизвольные звуки, когда они попадают в цель (правда не всегда, но это – жизнь), не разят наповал, как сочинения ВЕЛИКИХ, а залазят глубоко в голову, утешают душу и щекочут-тревожат мысли… и это – правильно!

Говорить здесь о жанрах, стилях, направлениях, виртуозности (тьфу-тьфу-тьфу) исполнителей как-то даже смешно и нелепо. Это знаете, как Эллингтон не любил, когда про него говорили, что он сочиняет и играет со своим оркестром именно джаз – и он без устали, но и без раздражения всем говорил, что никакой это не джаз, а просто музыка его народа. Здесь ситуация схожая, только с небольшим нюансом – "Мышкин" со Строцевым творят музыку своего не народа (то бишь этноса), а своего круга (а именно логоса) – кто стоит в кругу слов и звуков, тот воспримет, оценит, а уж примет ли в душу – это, простите, вопрос глубоко личный, это вам не хиты строгать для МузТВ.

* * *
за двадцать лет
привыкаешь к жене
двадцать лет
все та же -
та
что пьянила
как бог

за двадцать веков
привыкаешь к богу
двадцать веков
все тот же -
тот
что пьянил
как жена

* * *

Невозможно по-настоящему услышать ни музыку "Мышкина", ни декламацию Дмитрия, ни шаманско-птичье пение Ирены без ощущения полного единства всех этих живых составляющих. Может быть, оно и пафосно прозвучало, но на самом деле пафоса нет – потому что нет эмоций – альбом "Перипетии", это чистая мысль, объединённый интеллект музыки и слов. Впрочем, все слова здесь – музыка – читает Строцев просто замечательно, на нашей территории конкурентов у него имхо и близко нет. Скажу ещё о другом – я слушал почти все альбомы "Князя Мышкина" (и обязательно попозже напишу о некоторых других), но такого вневременнОго попадания в точку Абсолюта у них, по-моему, пока еще не случалось. Бывало всяко – классно и заманчиво, простовато и сложновато, извилисто и плосковато, "жанровато" и "абстрактновато"… и вот теперь наконец есть просто почти Кантовская вещь в себе.

Описывать всё, что происходит за час этого действа, задача на первый взгляд неблагодарная, но на самом деле это нетрудно. Строцев декламирует, начитывает, напевает, выкрикивает, короче, проживает на сцене свои стихи тексты, "Мышкин" ткёт ковёр из звуков для себя и для голоса – чтоб мягонько и щекотно было – вплетая вязь духовых в канву гитарного электрического транса… Это и импровизация и аккомпанемент в то же самое время – и это местами уже чистое волшебство – когда становится непонятно, кто кого ведёт за собой – голос музыку или музыка – голос. Котвицкая же украшает-обрамляет всю эту катавасию нечастыми, но меткими попевками, уподобляясь жаворонку высоко над полем – высоко, но совсем не эфемерно.

Только прослушав полностью этот альбом (ё-моё, спустя аж 16 лет после того, как услышал "Князя Мышкина" впервые), я понял (надеюсь), чего мне всегда у них подспудно не хватало. Не хватало ведущего за собой всё действо голоса – да, вот теперь я твёрдо уверен: "Мышкин" должен быть вокально-инструментальным ансамблем. Не ВИА советского образца, упаси боже, а именно ансамблем, где голос является основой всего импровизационного контрапункта. Потому что альбомы просто с вокалом-то уже были – и отличные альбомы (с Кирчуком, например), но там везде инструментал и голос соперничали друг с другом… а это, как оказалось, лишнее. Тотальное соперничество плюс тотальный импровиз давали в сумме, выражаясь технически, сбой контрольной суммы – временами что-то не сходилось, не стыковалось в мелочах… и эти мелочи не давали покоя – не вытанцовывался цельный образ – а здесь он случился. Стоило привнести в свободную импровизацию словесно-драматическую архитектуру – и парадокс сработал – свобода осталась, но (совсем по Марксу, однако) сама осознала необходимость следовать этим формам. И родился – шедевр. Можете кидать в меня камнями, но "Перипетии" я оцениваю выше, чем скажем, нашумевшего ранее "Шоколадного Пушкина" Мамонова. Там – эпатаж, здесь – проникновенность, там – абсурд эмоций, здесь – абсурд мысли, там – слово минус музыка, здесь – слово плюс музыка!

* * *
три ангела шумели
зелёною листвой
и кроны голубые
склоняли надо мной
и прядали ушами
в тревожной вышине
и твёрдыми стопами
стояли на земле
и ниткой бирюзовой
серебряной иглой
на сердце вышивали
мне радость и покой
на сердце клали бисер
гранат и лазурит
и болью бирюзовой
вся вышивка поёт
три ангела губами
жевали как во сне
три ангела зелёных
молились обо мне

* * *

Да, положа руку на сердце, признаюсь – "Мышкин" вместе со Строцевым, это шиза в квадрате, но в том-то и весь цимес – без такой шизы у нас останется только голый алгоритм – и в лучшем случае это будет Леди Гага и Стивен Спилберг, а в худшем случае – сами знаете кто. Шиза хранит нас от румяного здравого смысла и, надеюсь, будет хранить и впредь. Нет, здравый смысл, он тоже нужен, но не в музыке, не в литературе и не в прочих предметах Духа.

Что необходимо сказать в итоге? Во-первых, всем слушать целиком хотя бы один раз! Такое пропускать просто нельзя, потом своим внукам рассказывать будете… И предупреждаю всех честно по новой – никакого позитива в этом альбоме нет. Нет и не будет найдено ни в каком виде. Равно как нет и чернухи, хитов, слёз, раздирания рубах на груди, романтики, большого количества нот, "ярких аранжировок", красивых гармоний, порнухи любого рода, приколов, тусовок, обещаний, обманов, надежд, восторгов и разочарований.

А что есть? – Музыка и Слово… Слово и Музыка… Музыка и Сло…

Об авторе:

Родился в 1960 г. в Минске. Окончил Радиотехнический институт, но после 1991 г. с работой по специальности уже совмещал работу по увлечениям. Сотрудничал с журналами "Дело", "Всемирная литература", а в 1998-2001 гг. был шеф-редактором журнала "Джаз-квадрат". Некоторое время работал в "Малом театре". Автор различных журнальных публикаций на музыкальную, деловую и художественную тематику. C 2008 года по настоящее время – автор и ведущий ряда музыкальных передач на TUT.BY ("Джаз-пик", "Джаз-ланч", "Культур-мультур").

Experty.by


Чтобы оставить свой комментарий к этой публикации, войдите в систему. Нам важно ваше мнение!

Или авторизируйтесь посредством:

 

RSS

RSS-материал

награды Experty.by

рецензии и аудиозаписи

алфавитный каталог

  • более 350 альбомов
  • онлайн-прослушивание
  • описания и рецензии
  • ссылки на легальное скачивание

Последние комментарии

 
 
Developed by Lynxlab.net