Евгений Долгих о посмертном альбоме Евгения Коновалова: "Я уверен почти на 100%, что сам Коновалов был бы против выхода альбома в таком виде, и дело, конечно, не в качестве записи… Ведь что собой представляет этот альбом? Сольные наброски, зарисовки, эскизы, из которых могло (да и должно было) что-то получиться в итоге – что точно, сказать трудно".
Женя Коновалов был очень тихим и скромным человеком, и музыку предпочитал такую же – внешне неброскую. И еще он неподдельно искренне любил всю хорошую музыку, жадно искал интересные записи, заслушивал их, что называется, до дыр, и отлично знал, что такое гамбургский счет в искусстве. В довольно кратких беседах с Женей (я не был ему другом, но мы изредка общались на музыкальные темы) я всегда видел, что у него есть настоящие ориентиры – например, в искусстве импровизации – Джон Аберкромби, и он всегда хотел учиться у великих хотя бы по записям. В этом он очень сильно отличался от многих музыкантов, для которых учеба заканчивается сразу после училища или консерватории и дальше они уже считают себя настоящими "творцами". Женя явно больше предпочитал "музыку в себе", чем "себя в музыке" – поэтому он так мало выступал и записывался – тут я его отлично понимаю.
К чему все это предисловие? К тому, что я уверен почти на 100%, что сам Коновалов был бы против выхода альбома в таком виде, и дело, конечно, не в качестве записи… Ведь что собой представляет этот альбом? Сольные наброски, зарисовки, эскизы, из которых могло (да и должно было) что-то получиться в итоге – что точно, сказать трудно – но то, что именно в ансамбле, а не соло, это очевидно. В сохранившихся записях слышно, что гитарист пытался делать наложения, сам себе аккомпанировал, но это ведь то же самое, что судить по несостоявшейся картине художника по нескольким оставшимся мелким эскизам карандашом – можно только гадать, что бы это было за полотно.
Вот и получается, что по сути-то оценивать в этом альбоме почти нечего. Да, есть несколько интересных, очень интересных идей – например "Кривой блюз". Сразу оговорюсь – эта мелодия и ее развитие оригинальны только для нашей белорусской местечковой действительности, в мире это все уже пройдено и почти буквально переиграно много-много-много лет назад. Конечно, такой факт не умаляет талант гитариста – он, пожалуй, почти единственный из наших музыкантов осознавал и чувствовал, что есть суть блюза и как его надо играть. И точно так же, думаю, он понимал, что блюз для нашей культуры, это тупиковая ветвь – попросту не наша культура и не наш менталитет… и посмотрите, что в итоге записано на альбоме? Пару блюзов всего, а остальное – просто инструментальные версии популярных произведений разных жанров. Да, такая музыка и ближе, и понятнее абсолютному большинству и наших слушателей, и, конечно, наших музыкантов. А на сложнейший современный композиторско-импровизационный джаз типа того, что делает любимый Женин Джон Аберкромби, он, похоже, тогда даже и не замахивался – скорее всего, чувствовал, что просто не готов к этому.
В конце альбома зато содержатся две вещи – уже не эскизы и не зарисовки, а вполне состоявшиеся цельные композиции, к тому же из последних по времени, записанных при участии Коновалова – вот их-то и можно оценить по-настоящему. И предпоследняя (совместная интуитивная импровизация с "Князем Мышкиным"), и последняя (дуэт с Виктором Семашко) – как раз демонстрируют настоящие способности Коновалова. Камерный акустический дуэт "Блуканьнi" так просто очень хорош – эдакий эмбиент-джаз, сыгранный внешне безыскусно, зато оригинально, с подлинным чувством меры… и со вкусом… и вообще С ЧУВСТВОМ! С "Мышкиным" все происходило уже энергичнее, "электричнее", ритмичнее – но при этом с полным попаданием гитариста в тему, заданную заядлыми импровизаторами со стажем. Однако обратите внимание, что в этих двух композициях Коновалов нащупывает совсем другой музыкальный образ – абсолютно не такой, как в предыдущих своих демо-версиях популярных мелодий. Похоже, он, наконец попал тогда в свою родную музыкальную стихию. Жаль, что это произошло так поздно, очень жаль.
Оценивать эту работу безумно сложно, повторюсь. Если бы я оценивал только две-три последние вещи из альбома – поставил бы твердую девятку - аналогичного качества (во всех смыслах) музыку я слушал в исполнении самых разных грандов – да хоть даже у Марка Рибо… и у Жени действительно получилось ненамного слабее. Но все остальное, повторюсь – эскизы, демо-версии, сыгранные с пониманием, чувством, но очень уж в "тренировочном" режиме – они просто не годятся для нормального полноценного прослушивания. И еще раз повторюсь, считаю, сам автор вряд ли бы решил ставить эти демки в альбом. Поэтому, чтобы быть честным, придется оценку усреднить, увы.
Оценка: 7 из 10
Прочитать рецензии "штатных" экспертов на этот альбом, поставить свою оценку и послушать несколько песен из него вы можете здесь
Об авторе:
Родился в 1960 г. в Минске. Окончил Радиотехнический институт, но после 1991 г. с работой по специальности уже совмещал работу по увлечениям. Сотрудничал с журналами "Дело", "Всемирная литература", а в 1998-2001 гг. был шеф-редактором журнала "Джаз-квадрат". Некоторое время работал в "Малом театре". Автор различных журнальных публикаций на музыкальную, деловую и художественную тематику. C 2008 года по настоящее время – автор и ведущий ряда музыкальных передач на TUT.BY ("Джаз-пик", "Джаз-ланч", "Культур-мультур").
Комментарии
Забриски Пойнт...
Можно было бы согласиться с Е.Долгих и всё на этом. При условии, если сосредоточиться на некоторой неотшлифованности альбома (в соответствии со строгими критериями товарности, логической последовательности и т.д.) и руководствоваться умом при выключенных чувствах... Правда есть одно наблюдение. За "тренировочностью" диска Коновалова проступает какая-то огромная душевно-комфортная непосредственность и искренность. И слушать его - одно удовольствие! При этом ощущение отрыва от дивана абсолютно физическое! Коновалов ИГРАЕТ (мы все временами забываем значение слов "игра", "играть"), он делает это с кайфом и не особо заморачивается по поводу отсутствия тех-оснащенности. Мне хочется вспомнить музыку ранних "Grатеful Dead", где факторы эдакой недоработанности, спонтанности и, если угодно, абсолютной свободы от студийной и прочей зажатости ПРЕДСТАВЛЯЛИСЬ ОСНОВНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ МУЗЫКИ! Я уже не говорю об этапах творчества Ф.Заппы, Пола Коссофа и многих других. Альбом Коновалова можно отнести именно к таким образцам. Это надо бы слушать, лежа в траве и глядя на облака, плывущие над соснами. ...Мне очень нравятся фильмы о временах хиппи; там всегда очень выразительные "дрейфующие в Поднебесье" саунд-треки. Альбом Евгения Коновалова мне чем-то напоминает "Забриски Пойнт". Как там, у еще одного Евгения(Маргулиса): "Старые песни, другое кино..." Очень душевный психоделичный диск получился.
Евгений Коновалов - The Way
Уважаемый Е(вгений?) Долгих,
"...думаю, он понимал, что блюз для нашей культуры, это тупиковая ветвь – попросту не наша культура и не наш менталитет…" - это, мягко говоря, полная ерунда.
Да уж, нам надо "чарку, шкварку, сьпець, п(н)адрацца, дзеўку ў койку i уср..." ...едниться в "дружной и крепкой семье братских славянских народов".
У нас, "славян", всё не так, как у нормальных людей, всё почему-то через... - мы (совки) "особые", у нас свой путь, свой менталитет (что это - хрен его знает, но "свой")...
Может быть, поэтому мы и сидим до сих пор по уши в родном (или в чужом, российском?) .овне и нам "iхныя дзермакратыi (вот оно, наше, родное "ноу-хау"!) ...нах"?
Ну что ж, "няхай лепш будзе сука-Лу, чым нехта другi - можа гэты калi-небудзь накрадзеца i нам чавосьцi застанецца...
Абы вайны б ня было..."
Хотелось бы поподробнее, что такое "беларускi" блюз, блюз "по-белорусски" и чем эти два "братэрскiх" адлiчваюцца от "просто blues".
Насколько я знаю, Женя всю жизнь играл блюз, иногда, "калi ня было надхненьня", играл "в блюз", но при этом ему никогда в голову не приходило "пристроить" к блюзу "яку-небуць нац-прыстаўку" - у него было, смею Вас уверить, достаточно ума, чтобы этим не заниматься.
Блюз - он или есть или его нет.
Это примерно то же, что и "Едет всадник на белом коне (или верблюде) по широкой и бескрайней степи и поёт (или просто играет на "палка с дыркой") о том, что видит вокруг себя, о чём думает, мечтает, чем грезит... Это мой любимый..." - вольный перевод популярного жанра одного из известных нам братских эпосов (шутка).
Ни больше и ни меньше.
Всё остальное (в блюзе) происходит само-собой - руки должны успеть перетащить это (при наличии, естественно, некоторых навыков) "из под собственной крыши" в чьи-то чужие уши.
Самое главное - этот процесс должен понравиться (прежде всего) самому себе (и партнёрам, разумеется), что, увы, не всегда случается, а потом уже и "чужим ушам". В блюзе нельзя отвлекаться, иначе он становится "игрой в блюз", а это уже халтура...
P. S. Я думаю, Женя Коновалов назвал бы это материал - "The Way (зарисовки)", например. У него, к сожалению, практически не было возможности всё это сработать студийно, но это уже "сослогательное"...
а где здесь блюз-то, собственно?
рассуждать о блюзе как о состоянии души, можно очень-очень долго, но я считаю блюз просто американской фольклорной музыкой, и уверен, нет никакого блюза, кроме американского. (а вот рок-блюз - уже есть, но он просто использует блюзовые формальные приемы, не более того).
и самое главное в блюзе (как в любом фольклоре) - это вовсе не "понравиться (прежде всего) самому себе (и партнёрам, разумеется)", а быть, существовать в самих корнях этой музыки - блюза..., что естественным образом для славянской культуры непостижимо.
точно так же американский негр, даже если ему очень-очень понравится наша "Рэчанька", хоть убей, но не сыграет ее так, чтобы мы восхитились...
поэтому то, что у нас играют под названием "блюз" - на самом деле в лучшем случае становится психоделик-роком. а в худшем остается блеклой копией оригинала.
через это в свое время прошли даже в Англии и США - их белая аудитория... а уж она-то была куда ближе к блюзу чем мы... так что ничего страшного в этом нет. просто не надо называть то, что играют у нас - блюзом, только и всего. есть интернациональная музыка (рок, классика, джаз, и т.д.), а есть национальная (фольклор), и ИМХО копировать чужой фольклор - просто бессмысленная затея.
в альбоме Коновалова я и не ощутил никакой особой "блюзовости", за исключением пары вещей, впрочем не самых и убедительных. зато джаз ему давался гораздо лучше... я ведь с ним общался, хоть и совсем немного, и помню, что он был увлечен в последние десятилетия именно джазовыми гитаристами (особенно Дж.Аберкромби).
McUser
Пожалуйста, будьте корректнее в выражениях. Другие люди имеют такое же право на свое мнение, как и вы на свое. Здесь все и без резких слов понимают. Спасибо за понимание.
2 gene_d
Уважаемый Джене_ди! Вы максималист и скептик... Smile... На каком основании Вы считаете, что послевоенная британская аудитория (в широком понимании) была ментально ближе к блюзу, нежели наша сегодня? Там тоже поначалу всё было довольно грустно... Просто они не такие зажатые, как мы.... Согласен, что у каждой музыки есть свои достаточно точно сформулированные правила и особенности (и география возникновения). Поэтому ваш тезис об американскости блюза мне кажется верным (с исторической и методологической точки зрения). Но ни одна музыка не приобретает мирового значения, если не находит отклика в сознании большого количества людей ПОВСЕМЕСТНО. Блюз - цементирующая основа всей глобальной эстрады. Чем же это он так понравился народам мира? (ХОТЕЛОСЬ БЫ УСЛЫШАТЬ ВАШУ ВЕРСИЮ ПОПУЛЯРНОСТИ) ...Модным он когда-то стал абсолютно не случайно! Там есть (сельская?)непосредственность и искренность, грубоватый юморок и....возможность играть "ОТ БАЛДЫ" (но придерживаясь нехитрой гармонии). И на это повелось ЧЕЛОВЕЧЕСТВО!!! Каков Дзукеро! Какова Джанива Магнесс! Вы должны помнить, как наяривал блюзы Горан Брегович в группе "Бийело Дугме" (причем на сербско-хорватском!!!) А как неплох Тадеуш Налепа с польским "копированием" американского первоисточника! Вы сами приведете тысячи примеров с блюзовыми фестивалями в Скандинавии, Франции, Венгрии, Болгарии,....Гонконге и пр.В общем, блюз как исток - вне всякого сомнения "американец", но как база молодежной мировой послевоенной (и далее) музыкальной культуры - всеобщая музыка (И ЯЗЫК, ОБЪЕДИНЯЮЩИЙ НАРОДЫ...) Да, у нас её не понимают и не любят сотни тысяч. Но любят ли "они же" Мусоргского, Шопена, Глинку или Скрябина? Волнуют ли "их" знаменитые тенора? А много ли соберется любителей огнедышащего фламенко?....Станут ли "они" слушать вообще что-нибудь кроме низкопробных псевдо-исповедей или недо-полек, положенных на гармонию "цыганочки с выходом"? Уважаемый Джене_ди! Не отнимайте блюз у понимающих и музыкальных людей в нашей стране! Да, их немного! Но они имеют право слушать и играть СВОЮ ЛЮБИМУЮ МИРОВУЮ МУЗЫКУ (по происхождению - американскую...). Они это умеют делать! И уже по данному факту мы можем говорить о существовании БЕЛОРУССКОГО БЛЮЗА! Вы просто не очень хорошо осведомлены... Простите уж, говорю с полной уверенностью... дружеская улыбка... Согласитесь, вы перегибаете самую малость...
запрещать? боже упаси!
хм... почему люди так любят вычитывать нечто между строк... особенно то, чего там и в помине нет.
я разве хоть полсловом намекал, что надо бы ЗАПРЕТИТЬ всем кроме АФРОАМЕРИКАНЦЕВ И АНГЛОСАКСОВ слушать и играть блюз??? да на здоровье!!! особенно слушать - это я бы даже вменил в обязанность! :)))
играйте на здоровье, пожалуйста, только не питайте иллюзий, которые дает это слово само по себе - БЛЮЗ... это мне лично напоминает старый анекдот о групповом сексе по-советски - помните, как наш парень выпивал с другом-поляком и тот ему рассказывал, как ездил в Западный Берлин и там на видео смотрел шведскую порнушку о том, как трое парней и трое девушек вместе кувыркались в постели... так вот белорусский (или российский) блюз именно такой групповой секс по-советски мне и напоминает...
опять же ничего конкретно ПЛОХОГО в этом нет. дело в другом - люди пребывают в уверенности, что они играют именно БЛЮЗ. а это не так. назовите по-другому - я соглашусь.
это совершенно аналогичный случай, как с индийской музыкой - она ведь всемирно признана - точно так как вы говорите, ngoro. но даже Джон Маклафлин, проживший в Индии сколько лет и учившийся у настоящих мастеров-пандитов, в интервью грустно признается - "я не играю индийскую музыку - не надо так про меня говорить... я играю то, что, как я полагаю, является индийской музыкой. а чтобы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО играть индийскую музыку, надо просто жить этой культурой...".
вот такие дела. а когда я вижу наши или российские или польские или какие там еще неоригинальные группы играющие блюз, фламенко, рилы и джиги, раги и т.п., я сразу вспоминаю ансамбль песни и пляски И.Моисеева - они навострились копировать танцы народов мира довольно ловко, но когда я увидел воочию танец аргентинских гаучо в исполнении настоящих аргентинцев - даже не мирового уровня - почти любителей... я сразу увидел, что крутые профессионалы-моисеевцы просто ничто по сравнению с оригиналом... и мне просто банально НЕИНТЕРЕСНО смотреть и слушать копии.
я буду по-любому искать оригиналы.
но запрещать - боже упаси.... позолоченная медь и фальшивые жемчуга с фианитами вместо бриллиантов тоже могут быть оформлены вполне со вкусом... и иметь определенную ценность.
но повторюсь еще раз - я лично хочу иметь дело ТОЛЬКО с оригиналами.
ps: а насчет, как вы сказали "блюзовых фестивалей в Скандинавии, Франции, Венгрии, Болгарии,....Гонконге" и т.д. - они ведь превратятся в нелепые мероприятия без хедлайнеров - носителей блюзовой культуры - на них в основном ведь и ходят ценители жанра. разве не так? а местный рок-блюз - если он правильно соображает - он при этом имеет стимул и УЧИТСЯ, УЧИТСЯ, УЧИТСЯ... иначе - без образцов хотя бы для подражания - это опять же будет тот самый групповой секс по-советски... и если для слушателей можно просто ограничиться записями в крайнем случае, то для музыкантов без хотя бы кратковременного погружения в чужую культуру и общения, общения - ну, думаю, никак.
Зыбкость...
Мой Собеседник Джене_ди ни в коем случае не запрещает... Он просто любит оригинал... и тем самым ОТБИРАЕТ у людей, кое в чем разбирающихся, шанс оказаться ОРГАНИЧНЫМИ и САМОБЫТНЫМИ по определению. При этом мой контр-пострайтер говорит о необходимости УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ (кто бы спорил с Ильичем в этом...) А во имя чего учиться, если тебе на старте говорят: "Ты, чувак - никто, как ни дёргайся, а англосаксы и африканоиды - молодцы!... Но ты, так и быть, УЧИСЬ...ПРОСТО БЕЗ ВСЯКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ.." И подобная логика должна кого-то в чем-то убедить или подтолкнуть? Она только способствует прогрессирующему комплексу неполноценности своими акцентами на якобы "ущербности"наших кадров... Вызывает сомнения сентенция об исполнении иностранцами "нашего родного"... Как-то был свидетелем исполнения джазовых версий русских песен бразильцами.... Было очень профессионально и самобытно! Получился почти Жобим! Улыбнули "хэдлайнеры" в качестве аргумента (против блюза в исполнении наших музыкантов)! Уважаемый! Хэдлайнеры это всего лишь сильные, интересные и раскрученные музыканты. К счастью, они не страдают болезненным снобизмом и не "стыдятся" общаться и выступать с теми,... которым, по мнению нашего строгого судьи (нет, скорее - прокурора... смаайл), делать настоящий блюз априори "бессмысленно"... В общем, дорогой собеседник: Мик Тэйлор, с которым мне довелось выступать на одной сцене, придерживается не такой, как у Вас, точки зрения... "Сарасота" Слим с интересом и вниманием относится к "бесперспективным плебеям"и их селф-эттитьюду... Чик Черчилл с Лео Лайонзом и Риком Ли радуются тому, что блюз продолжает менять свою географию! Теперь о местных: Илья Шевчик с Андреем Филатовым, Димой Андросиком и Юлькой Петрушкевич рвали толпу в несколько тысяч человек (простите за оффтоп, но надоело слушать субъективную инфУ, выдаваемую за истину в последней инстанции) за границей. Веренич кого угодно нокаутирует из англосаксов и африканоидов. Труханович, Марков, Козловский, Курек, Борисов тоже играют достойно! Мог бы рассказать и о других...., но пока не время. ДОРОГОЙ И УВАЖАЕМЫЙ ДЖЕНЕ_ДИ! Анализируйте, пожалуйста музыку (которую вы не играете, а только слушаете... смааайл) без ущемления достоинства музыкантов и национальной культуры (которая ЕСТЬ!!!!) Ваши точки зрения как и познания могут быть ошибочными .....иногда. Блюз у нас есть, сильные музыканты были и есть! И, дай БОГ, будут! А учиться надо без вопросов.