О проекте

Алексей Мажаев (Россия) о диске группы "Кассиопея"

 

Известный российский музыкальный критик Алексей Мажаев о выпущенном в России альбоме белорусской группы "Кассиопея" в рецензии для агентства "Intermedia": ""Кассиопея" не оппонирует белорусскому режиму, а иллюстрирует его, и отнюдь не в сатирическом ключе".

Есть искушение посмотреть на "Кассиопею", выпустившую на независимом московском лейбле сборник накопившихся за восемь лет песен, как на каких-то дезертиров-подрывников, чудом улизнувших в Россию от гнета диктатора Лукашенко. Да не с пустыми руками, а с непостижимым поп-альбомом, являющим собой удивительную смесь синти-звука, детских страшилок и какой-то игрушечной электроники. Примеры этакой творческой смелости и в Москве-то слушать страшновато, что уж говорить о мрачном социалистическом Минске. Увы, эта красивая теоретическая база основана на изначально неверном допущении. На самом деле никаких репрессий против "Кассиопеи" в Белоруссии нет. Не то чтобы юные участники группы не выступают на оппозиционных акциях, работают в минских театрах (кто актером, кто звукорежиссером), музыку свою странную пишут в качестве хобби, редкие концерты дают с налетом театральности: всегда выступают в масках и костюмах, порой весьма эксцентричных. Концерты редки, потому что большого спроса на "Кассиопею" в Минске нет. Сейчас они в качестве модной диковины прогастролируют по российским городам, после чего выступлений опять станет немного. Альбом "Кассиопея" послушать интересно, но именно в качестве сезонной диковинки – сомнительно, что группа сумеет удивить еще чем-то.

Музыка коллектива – родом из детства. В пластинке можно заметить те тенденции, к которым всегда был неравнодушен Олег Нестеров как издатель: "Нежное это", Supersonic Future и прочая "легкая" братия тоже отличалась придурочными компьютерными аранжировками и милыми экспериментами с текстами. "Кассиопея" - возможно, в силу возраста и более внушительного культурного бэкграунда – со стихами работает тщательнее: если предыдущие питомцы "Снегирей" все больше прикалывались, то белорусы серьезно занимаются поэзией абсурда. У многих их текстов ноги растут из пионерлагерных страшилок – к ним придуманы логические продолжения, и оказывается, что Черной Руке ужасно надоело всех душить, но она ничего не может с собой поделать. "Кинжал", "Гадкие утята", "Письмо другу" - здесь "Кассиопея" отрывается не по-детски, в первоначальном смысле этого выражения. Ощущение взрослой жизни, бьющей ключом, да всё по голове, усиливает вокал Ильи Черепко-Самохвалова, варьирующегося от бесстрастного бубнежа до мультипликационного фальцета. Особенно хорошо "Кассиопее" даются гедонистические гимны вроде "Чингачгука любви", однако большинство треков по настроению противоположны и будто бы вытекают из малоизвестного, но великого произведения забытой группы "Дети" "Всех нас ждут забытые могилки". И вообще культурные корни группы следует искать в 70-х – название недвусмысленно отсылает к советской тинейджерской кинофантастике и сопутствующей ей мифологии, музыка – к Рыбникову и Артемьеву, образы – к чему угодно, от речей Брежнева до автоматов с газированной водой и улетающего Мишки. Образы у "Кассиопеи" доминируют над музыкой – откровенно говоря, далеко не к каждому тексту они написали мелодии, кое-что исполняется на весьма приблизительный мотив.

"Кассиопея" не оппонирует белорусскому режиму, а иллюстрирует его, и отнюдь не в сатирическом ключе. Почему группа вдруг так покатила в России? Потому что в глубине души нам всегда хотелось узнать, во что превратилось бы наше советское детство, если бы в стране не поменялся государственный строй. Какую культуру дали бы широкие пустые проспекты "образцовых коммунистических городов", оставшиеся только в старых фильмах? Ну вот, "Кассиопея", взращенная естественным путем в лукашенковском социалистическом заповеднике, и дает исчерпывающий ответ. Они показали нам саундтрек к пустым широким минским улицам; музыку советских детей, превратившихся в постсоветских кидалтов. Что ж, взглянуть разик на это явление любопытно, а дальше – уж лучше вы к нам: в музыке "Кассиопеи" хорошо слышно, как им грустно не-взрослеть там, где ничего не меняется.

Оценка: 3 из 5

Российский диск "Кассиопея" представляет собой переиздание выходившего в Беларуси в прошлом году сборного альбома "2001-2008".

Оригинал публикации на сайте агентства "Intermedia".

Об авторе:

Журналист, критик, специалист по русскоязычному музыкальному мейнстриму. Родился 14 октября 1972 года в Москве. В 1994 году окончил Московский государственный университет печати. Работал верстальщиком в российско-южноафриканской газете "New Bridge", параллельно начал публиковаться в популярной газете "Я молодой" (молодёжное приложение к "Аргументам и фактам"). С 1996 года трудится в музыкальном отделе информационного агентства "InterMedia", откуда в 2004-м ненадолго уходил в журнал "Play". Рецензировал все важнейшие русскоязычные пластинки за последние десять лет, интервьюировал чуть ли не всех известных музыкантов, да и не по одному разу, публиковался во множестве московских СМИ.


Чтобы оставить свой комментарий к этой публикации, войдите в систему. Нам важно ваше мнение!

Или авторизируйтесь посредством:

 

Комментарии

Как же в

+1
0
-1

Как же в рецензии на беларускую группу не написать про Лукашенко?
Лукашенко - табуретка Олега Климова.

 

Извиняюсь за

+1
0
-1

Извиняюсь за выражение, понос, а не рецензия. И уж Россия так офигенный демократический рай, смешно. Пока нефтедоллары есть, так тянутся туда. Постимперский снобизм и больше ничего.

 

Аказваецца

+1
0
-1

А ўжо які ў Расіі развіты і ўзбуялы капіталізм! :) У краіне дзе ніколі не правялі ніякіх рэформ. Затое можна тыкаць пальцам у наш "рынкавы сацыялізм". але, акрамя гэтага, мне акурат рэцэнзія даспадобы.
---
www.t-styl.info

 

Не соглашусь

+1
0
-1

А по-моему так реальный непрофессионализм: "юные участники группы", "Кассиопея" не оппонирует белорусскому режиму, а иллюстрирует его, и отнюдь не в сатирическом ключе"(причем тут иллюстрация режима) и т.д. На фоне таких рецензий Юрий Романов с ЦЖР просто акула пера и мегажурналист. На коленке, короче, написано.

 

Про режим и юных музыкантов

+1
0
-1

Насчет режима все просто - по мнению автора музыка "Кассиопеи" является прекрасной иллюстрацией специфического воздействия определенной государственной системы ("социалистический заповедник", как продолжение советского коммунизма) на живущих в ее рамках граждан. Перечитайте последний абзац. Да и в целом текст полезно. :) А про "юных музыкантов" - как показывает практика, ляпов не делают только те, кто ничего не пишет ;)

 

Я в творчестве

+1
0
-1

Я в творчестве Кассиопеи ничего специфически совкового не вижу. С таким же успехом можно и Стар трек и губку Боба притянуть. А суть в том, что если человек знает про Беларусь только "Лукашенко" и "социалистический заповедник" так он только в этих рамках и думает.

 

Бачу, што хачу

+1
0
-1

Сучаснае мастацтва, неканкрэтнае, усё на палутанах. Таму кожны і бачыць тое, што хочацца бачыць. У 90-х у Рассіі былі праведзены вельмі экстрэмальныя, шокавыя рэформы, шмат добрага было згублена. Хацелася бы думаць, што гэта не дарма, што іншага шляху і быць не магло. Беларусь у 90-х пайшла іншым, болей мяккім шляхам. Таму шмат расіян Беларусь і раздражняе. Расіянам хацелася бы бачыць Беларусь адсталай краінай, з цалкам саўковым побытам. І заўважыўшы хоць нейкую дробязь, якая асацыіруецца з саўком, яны адразу пераносяць яе на ўсю Беларусь

 

Между прочим

+1
0
-1

Между прочим, в тексте написано "Не то чтобы юные участники". То есть Алексей и не писал, что они юные :) А насчет остального - мне конечно приятно, что у нас столько патриотов в стране есть, но давайте не будем между строк пытаться прочитать в музыкальной (!) рецензии то, чего там нет. Особенно про отсталость Беларуси и передовой строй России :)

 

На счет юнных -

+1
0
-1

На счет юнных - ладно, сформулированно просто немного кривовато. Но вообще манера связывать все что звучит с политикой - это мне муз. журналистику 80-ых напоминает. Попадались мне журналы с того времени... Так ведь сколько времени прошло. Может это как раз и указывает, что именно Россия движется в сторону совка )

 

RSS

RSS-материал

награды Experty.by

рецензии и аудиозаписи

алфавитный каталог

  • более 350 альбомов
  • онлайн-прослушивание
  • описания и рецензии
  • ссылки на легальное скачивание

Последние комментарии

 
 
Developed by Lynxlab.net