О проекте

Евгений Долгих: личный топ-10 белорусских альбомов за 2013 год (+аудио)

 

Внештатный эксперт и член "большого жюри". Шеф-редактор журнала "Джаз-квадрат" (1998-2001), автор многих публикаций на музыкальную, деловую и художественную тематику. C 2008 года по настоящее время – автор и ведущий ряда музыкальных передач на TUT.BY ("Джаз-пик", "Джаз-ланч", "Культур-мультур").

Первоначально хотел сказать, что среднее качество выпущенных в прошлом году в Беларуси альбомов упало настолько, что для финальной десятки я просто-напросто не сумел выбрать должное количество выдающихся работ и пришлось в "хвост" списка формально дописывать то, что в мой личный перечень лучших не вошло бы никогда ни под каким "соусом"…

Однако это верно лишь наполовину. Дело в том, что политика сайта Experty.by такова, что не все обозревавшиеся в течение года альбомы включаются его администрацией в официальный перечень для голосования. Я не имею в виду академическую музыку или экстремальные направления – суть в другом – в имхо общей непоследовательности и нелогичности критериев (читайте правила участия).

Я уважаю всех экспертов как человеческую данность и личность, но не могу принять их коллективную позицию по некоторым принципиальным вопросам. Поэтому настоятельно прошу мой нижеизложенный список мысленно дополнить следующими альбомами: а) Fratrez "ORA" (10 баллов); б) Naka Piano "Piano" (7 баллов) – без них для меня лично актуальный список лучших прошлого года теряет логику и становится фарсом.

И еще одна неизбежная ремарка. Поскольку (надеюсь) рейтинг "Экспертов" настроен не на популярность и общедоступность (шлягерность) альбомов, а на оригинальность и концептуальность музыки, то и подход при выборе лучших работ у меня был соответствующий. Поэтому недоуменные реплики типа "дык вот имярек же так душевно и красиво (вариант "круто и прогрессивно") поют, а на них – ноль внимания…" – не проканывают. Душевной, красивой, модной, глубокомысленной, крутой и прогрессивной музыки кругом – вагон и маленькая тележка, а вот действительно захватывающей и интригующей – кот наплакал.

1. Ирэна Котвицкая "Этна-фантазія" – слушать

Единственный 100% оригинальный проект прошлого года. Оригинальный и по замыслу, и по исполнению. Снимаю шляпу перед Ирэной – она не просто не идет ни на какие компромиссы – творческие или коммерческие, неважно – она готова к "внутреннему" общественному непониманию ее новаций. Творец убежден в том, что делает – вот что главное. Слышно, что музыка выстрадана, выношена и, что главное – осмыслена, причем не один раз. Общение с европейскими ведущими джазменами явно пошло Ирэне "в зачет" в отличие от некоторых других наших музыкантов…

2. Pukstband "Последний альбом" – слушать

Очень странный до бессознательной притягательности проект. Пукст наглядно продемонстрировал всем, насколько нелогичная эта материя – музыка. Можно продюсировать и перепродюсировать нечто бесспорно модное и крутое аж до посинения, а на выходе будет УГ… а можно просто увидеть и услышать внутри себя сто раз до этого переигранные мотивы под правильным углом – и все моментально становится зашибись! Искусство такое искусство, блин…

3. The UNB "Крот-Фронт" – слушать

Ирония – это вам не яичница, а дар Б-жий, не надо тут ничего путать. Особенно со стебом – от разнообразного подросткового стебалова, которое лезет изо всех щелей, уже мутит и с души воротит, зато Дольнику можно простить даже незамысловатую музыку за полноценную, ядреную, литературно наполненную, и крепкую не задним, а острым передним умом Иронию. Впрочем, в последнем-то альбоме и музыка подтянулась… да, это не модная музыка, ну и пусть мода идет на все три буквы, если она для The UNB не нужна. Обойдемся.

4. Смена "Весна" – слушать

Совершенно неожиданная "штучка" этот альбом! Вот уж чего-чего, а перкуссионно-духового вокально-инструментального ансамбля я не предполагал услышать. Тем более с такими стильными лаконичными аранжировками (ведь ничего лишнего – откуда такое взялось у нас, до сих пор не пойму) и небанальными в целом текстами – эта музыка искусно притворяется ретро, по сути им не являясь… Даже некоторый налет провинциализма идет проекту на пользу – непосредственность освежает, но не переходит в тотальную наивность. Основной недостаток – единообразие замысла... приедается. Поэтому будет любопытно услышать, что будет дальше – ведь такую "вещь в себе" я даже с трудом представляю, как развивать-то, не повторяясь…

5. Айва "Ты можешь лучше" – слушать

Наглядный пример того, как электронная музыка может быть предельно простой и одновременно глубокой. Принцип построения и развития большинства композиций здесь уже лежит почти в области академического авангарда, а не разного рода популярной или рок-музыки. Это и сбивает с толку ухо, привыкшее к песТням… Господа и дамы, Айва ни разу не делает никакие бессловесные "песни" – они смотрят своим электронным глазом куда-то в сторону Терри Райли или Филиппа Гласса. Еще пока неуверенно смотрят, но путь – абсолютно верный. Желаю дальнейшего творческого углубления. Задним умом думая, можно было давать и восьмерку, но уж что написано пером, не вырубишь…

6. Pafnutiy's Dreams "The Sandman" – слушать

Эх, с каким садистическим удовольствием я бы перепродюсировал этот альбом! Потенциал здесь – гигантский, но надо ж было Паше-Пафнутию умудриться в половине вещей так заиграться в "музыкальный конструктор"! Все короткие "зарисовки" – непредсказуемые шедеврики на диво… ни отнять, ни прибавить, но все длинные композиции будто механически составлены из "саунд-кубиков-идей" по стандартным хорошо известным в мировой музыке схемам. Не понимаю… откуда взялась такая разница в подходах – честное слово, не понимаю. Настоятельно требую продолжения банкета, но с заново доосмысленной концепцией!!!

7. Kriwi "Траўкамураўка" – слушать

Красиво до вымученности. Неинтересно и скучно. Но крррррасиво! Но скуууучно…

8. (((O))) "Forever I Am" – слушать

Талантливый самообман. Поддались и другие. Шанс не потерян.

9. Петля пристрастия "Фобос" – слушать

Псевдоалкогольная псевдохемингуэевщина. Не верю. Не Станиславский, но все равно не верю!

10. Ideainahead "Point" – слушать

Попытка попытки попытки… Эксперимент-самоцель. Дурная интеллектуальная бесконечность. Но все же хоть интеллектуальная…

Experty.by


Чтобы оставить свой комментарий к этой публикации, войдите в систему. Нам важно ваше мнение!

Или авторизируйтесь посредством:

 

Комментарии

Евгений

+1
+1
-1

Евгений, я вам это говорил лично, но поскольку вы высказали свои претензии публично, то и я проговорю публично.

Структурировать музыку - дело неблагодарное, поскольку угодить всем тут невозможно. Данные правила существуют с момента основания портала в 2008 году: и насчет определения понятия "новый альбом" (что сыграло роль в случае с Naka Piano), и насчет определения "форматности" штатным жюри (что сыграло роль в случае с Fratrez).

Правила для всех едины и все эти годы эти положения всех критиков устраивали. Хотя случаев применения их хватало и раньше. Менять их в конце года (когда вы впервые заговорили об этом), "под кого-то", точно было бы нечестно и неправильно.

Но, как я и говорил, мы открыты для обсуждения. Ждем ваших конкретных предложений по правилам на сезон 2014 до 15 марта.

 

предложения

+1
+1
-1

Дима, отвечу также публично и с удовольствием...

первое мое конкретное предложение, которое к тому же легко формализуется и реализуется, таково: - необходимо считать НОВЫМ, не издававшимся ранее материалом любую ЗАНОВО исполненную музыкантом какую-либо вещь - свежесочиненную или старую, свою или чужую, неважно. то есть, например, если имярек выпускает альбом, где он перепевает в акустике свой собственный СТАРЫЙ репертуар, то он разумеется, несомненно, должен считаться НОВЫМ альбомом. либо выходит альбом-посвящение с каверами - это тоже новый проект. короче говоря, новым альбомом не может считаться только сборка-антология старых версий песен, механически скомпилированных с ранее вышедших альбомов.

второе мое предложение: - во-первых, отказаться от подсчета количества вещей в альбоме (сейчас их должно быть не меньше семи почему-то... а что, если их там четыре, но довольно длинных?) и во-вторых, начать принимать к участию в рейтингах интересные EP - там встречаются действительно достойнейшие работы, которые концептуально выстроены и дают представление о творчестве музыканта не хуже, чем большой альбом. можно оставить ограничение по продолжительности - естественно, по двум вещам длительностью по пять минут трудно оценить, но если там двадцать минут полноценной музыки, то это уже вполне... вполне. нас ведь должно интересовать в первую очередь КАЧЕСТВО, а не КОЛИЧЕСТВО!

третье предложение: - по-иному считать введенный в прошлом году "проходной балл" для участия альбома в обзоре. сейчас балл (как я понимаю) считается как средний, но это имхо неправильно. можно легко "зарезать" что-то такое, что будет интересным для других экспертов, не только для штатных. предлагаю считать так - если среди всех предварительных оценок две или более равны или превышают шестерку - брать в рассмотрение.

ну и последнее - если уж в рейтинге участвуют такие проекты, как Ideainahead, Kazalpin, PortMone, и некоторые похожие, то может быть, стоит как-то уходить от понятия "неформат"... это самое сложное, ибо формализации не поддается. но подумать можно ведь?

 

Спасибо!

+1
0
-1

Могу сразу ответить по второму пункту:

а) количество вещей и хронометраж мы рассматриваем в сочетании - четыре композиции на 40 минут с большой долей вероятности будут считаться альбомом, поскольку с большим запасом выполнен критерий хронометража;

б) EP, подпадающие под описанные в правилах критерии альбома, мы рассматриваем. Важно не то, как релиз называет артист, а содержание диска. В 2010 году мы рассматривали ЕР группы Hasta La Fillsta, в 2013 году мы рассматривали ЕР группы The Blue Veins. С другой стороны мы не рассматривали в 2011 году альбом "Пульс" группы Amaroka, который включал 5 треков общим хронометражом 15 минут.

За остальное спасибо, будем обсуждать до начала сезона.

 

ок

+1
0
-1

конечно обсуждайте, я ведь не претендую на истину в последней инстанции, мне важнее, чтобы музыка в итоге не страдала и общая картина была четче.
не музыку подгонять под правила, а чтоб правила работали на музыку...

 

Цікава вашае меркаванне...

 

послушал...

+1
0
-1

послушал - вспомнил.... :)

проект слышится скорее театрально-драматическим, чем музыкальным, поэтому и подзабылся.
дело в том, что я слушаю в первую очередь и главным образом - музыку. а в этом проекте весь "запал" ушел в драматическую подачу лирики. получился скорее бардовский принцип, но я бардовским творчеством практически не интересуюсь. не мое это. не воспринимаю.

но в проекте есть одна песня, которая сразу воспринимается именно как музыкальное произведение - это "Ой, грымi, грымi, труба". имхо все музыкальное оформление альбома "ушло" в одну эту песню. она хороша - к тому же музыка отлично соответствует тексту. в остальных треках слова и инструментал больше мешают друг другу, чем помогают.

надеюсь, высказался понятно...

 

Міхаіл Бараноўскі

+1
0
-1

Міхаіл, трохі сачыце за тым, куды робіце пост. Навошта пытанне пра альбом 2014 года посціць пад топам за 2013?

Топ Яўгена за 2014 год знаходзіцца вось тут - http://www.experty.by/content/evgenii-dolgikh-lichnyi-top-10-belorusskik...

Дзякуй

 

Зразумела

+1
0
-1

Дзякуй, за адказ...
Наконт тэатральнасці спрачацца цяжкавата...))

 

RSS

RSS-материал

награды Experty.by

рецензии и аудиозаписи

алфавитный каталог

  • более 350 альбомов
  • онлайн-прослушивание
  • описания и рецензии
  • ссылки на легальное скачивание

Последние комментарии

 
 
Developed by Lynxlab.net