Внештатный эксперт и член "большого жюри". Шеф-редактор журнала "Джаз-квадрат" (1998-2001), автор многих публикаций на музыкальную, деловую и художественную тематику. C 2008 года по настоящее время – автор и ведущий ряда музыкальных передач на TUT.BY ("Джаз-пик", "Джаз-ланч", "Культур-мультур").
Первоначально хотел сказать, что среднее качество выпущенных в прошлом году в Беларуси альбомов упало настолько, что для финальной десятки я просто-напросто не сумел выбрать должное количество выдающихся работ и пришлось в "хвост" списка формально дописывать то, что в мой личный перечень лучших не вошло бы никогда ни под каким "соусом"…
Однако это верно лишь наполовину. Дело в том, что политика сайта Experty.by такова, что не все обозревавшиеся в течение года альбомы включаются его администрацией в официальный перечень для голосования. Я не имею в виду академическую музыку или экстремальные направления – суть в другом – в имхо общей непоследовательности и нелогичности критериев (читайте правила участия).
Я уважаю всех экспертов как человеческую данность и личность, но не могу принять их коллективную позицию по некоторым принципиальным вопросам. Поэтому настоятельно прошу мой нижеизложенный список мысленно дополнить следующими альбомами: а) Fratrez "ORA" (10 баллов); б) Naka Piano "Piano" (7 баллов) – без них для меня лично актуальный список лучших прошлого года теряет логику и становится фарсом.
И еще одна неизбежная ремарка. Поскольку (надеюсь) рейтинг "Экспертов" настроен не на популярность и общедоступность (шлягерность) альбомов, а на оригинальность и концептуальность музыки, то и подход при выборе лучших работ у меня был соответствующий. Поэтому недоуменные реплики типа "дык вот имярек же так душевно и красиво (вариант "круто и прогрессивно") поют, а на них – ноль внимания…" – не проканывают. Душевной, красивой, модной, глубокомысленной, крутой и прогрессивной музыки кругом – вагон и маленькая тележка, а вот действительно захватывающей и интригующей – кот наплакал.
Единственный 100% оригинальный проект прошлого года. Оригинальный и по замыслу, и по исполнению. Снимаю шляпу перед Ирэной – она не просто не идет ни на какие компромиссы – творческие или коммерческие, неважно – она готова к "внутреннему" общественному непониманию ее новаций. Творец убежден в том, что делает – вот что главное. Слышно, что музыка выстрадана, выношена и, что главное – осмыслена, причем не один раз. Общение с европейскими ведущими джазменами явно пошло Ирэне "в зачет" в отличие от некоторых других наших музыкантов…
Очень странный до бессознательной притягательности проект. Пукст наглядно продемонстрировал всем, насколько нелогичная эта материя – музыка. Можно продюсировать и перепродюсировать нечто бесспорно модное и крутое аж до посинения, а на выходе будет УГ… а можно просто увидеть и услышать внутри себя сто раз до этого переигранные мотивы под правильным углом – и все моментально становится зашибись! Искусство такое искусство, блин…
Ирония – это вам не яичница, а дар Б-жий, не надо тут ничего путать. Особенно со стебом – от разнообразного подросткового стебалова, которое лезет изо всех щелей, уже мутит и с души воротит, зато Дольнику можно простить даже незамысловатую музыку за полноценную, ядреную, литературно наполненную, и крепкую не задним, а острым передним умом Иронию. Впрочем, в последнем-то альбоме и музыка подтянулась… да, это не модная музыка, ну и пусть мода идет на все три буквы, если она для The UNB не нужна. Обойдемся.
Совершенно неожиданная "штучка" этот альбом! Вот уж чего-чего, а перкуссионно-духового вокально-инструментального ансамбля я не предполагал услышать. Тем более с такими стильными лаконичными аранжировками (ведь ничего лишнего – откуда такое взялось у нас, до сих пор не пойму) и небанальными в целом текстами – эта музыка искусно притворяется ретро, по сути им не являясь… Даже некоторый налет провинциализма идет проекту на пользу – непосредственность освежает, но не переходит в тотальную наивность. Основной недостаток – единообразие замысла... приедается. Поэтому будет любопытно услышать, что будет дальше – ведь такую "вещь в себе" я даже с трудом представляю, как развивать-то, не повторяясь…
Наглядный пример того, как электронная музыка может быть предельно простой и одновременно глубокой. Принцип построения и развития большинства композиций здесь уже лежит почти в области академического авангарда, а не разного рода популярной или рок-музыки. Это и сбивает с толку ухо, привыкшее к песТням… Господа и дамы, Айва ни разу не делает никакие бессловесные "песни" – они смотрят своим электронным глазом куда-то в сторону Терри Райли или Филиппа Гласса. Еще пока неуверенно смотрят, но путь – абсолютно верный. Желаю дальнейшего творческого углубления. Задним умом думая, можно было давать и восьмерку, но уж что написано пером, не вырубишь…
Эх, с каким садистическим удовольствием я бы перепродюсировал этот альбом! Потенциал здесь – гигантский, но надо ж было Паше-Пафнутию умудриться в половине вещей так заиграться в "музыкальный конструктор"! Все короткие "зарисовки" – непредсказуемые шедеврики на диво… ни отнять, ни прибавить, но все длинные композиции будто механически составлены из "саунд-кубиков-идей" по стандартным хорошо известным в мировой музыке схемам. Не понимаю… откуда взялась такая разница в подходах – честное слово, не понимаю. Настоятельно требую продолжения банкета, но с заново доосмысленной концепцией!!!
Евгений, я вам это говорил лично, но поскольку вы высказали свои претензии публично, то и я проговорю публично.
Структурировать музыку - дело неблагодарное, поскольку угодить всем тут невозможно. Данные правила существуют с момента основания портала в 2008 году: и насчет определения понятия "новый альбом" (что сыграло роль в случае с Naka Piano), и насчет определения "форматности" штатным жюри (что сыграло роль в случае с Fratrez).
Правила для всех едины и все эти годы эти положения всех критиков устраивали. Хотя случаев применения их хватало и раньше. Менять их в конце года (когда вы впервые заговорили об этом), "под кого-то", точно было бы нечестно и неправильно.
Но, как я и говорил, мы открыты для обсуждения. Ждем ваших конкретных предложений по правилам на сезон 2014 до 15 марта.
Опубликовано Евгений ДолгихСр (05/03/2014 - 10:10)
первое мое конкретное предложение, которое к тому же легко формализуется и реализуется, таково: - необходимо считать НОВЫМ, не издававшимся ранее материалом любую ЗАНОВО исполненную музыкантом какую-либо вещь - свежесочиненную или старую, свою или чужую, неважно. то есть, например, если имярек выпускает альбом, где он перепевает в акустике свой собственный СТАРЫЙ репертуар, то он разумеется, несомненно, должен считаться НОВЫМ альбомом. либо выходит альбом-посвящение с каверами - это тоже новый проект. короче говоря, новым альбомом не может считаться только сборка-антология старых версий песен, механически скомпилированных с ранее вышедших альбомов.
второе мое предложение: - во-первых, отказаться от подсчета количества вещей в альбоме (сейчас их должно быть не меньше семи почему-то... а что, если их там четыре, но довольно длинных?) и во-вторых, начать принимать к участию в рейтингах интересные EP - там встречаются действительно достойнейшие работы, которые концептуально выстроены и дают представление о творчестве музыканта не хуже, чем большой альбом. можно оставить ограничение по продолжительности - естественно, по двум вещам длительностью по пять минут трудно оценить, но если там двадцать минут полноценной музыки, то это уже вполне... вполне. нас ведь должно интересовать в первую очередь КАЧЕСТВО, а не КОЛИЧЕСТВО!
третье предложение: - по-иному считать введенный в прошлом году "проходной балл" для участия альбома в обзоре. сейчас балл (как я понимаю) считается как средний, но это имхо неправильно. можно легко "зарезать" что-то такое, что будет интересным для других экспертов, не только для штатных. предлагаю считать так - если среди всех предварительных оценок две или более равны или превышают шестерку - брать в рассмотрение.
ну и последнее - если уж в рейтинге участвуют такие проекты, как Ideainahead, Kazalpin, PortMone, и некоторые похожие, то может быть, стоит как-то уходить от понятия "неформат"... это самое сложное, ибо формализации не поддается. но подумать можно ведь?
а) количество вещей и хронометраж мы рассматриваем в сочетании - четыре композиции на 40 минут с большой долей вероятности будут считаться альбомом, поскольку с большим запасом выполнен критерий хронометража;
б) EP, подпадающие под описанные в правилах критерии альбома, мы рассматриваем. Важно не то, как релиз называет артист, а содержание диска. В 2010 году мы рассматривали ЕР группы Hasta La Fillsta, в 2013 году мы рассматривали ЕР группы The Blue Veins. С другой стороны мы не рассматривали в 2011 году альбом "Пульс" группы Amaroka, который включал 5 треков общим хронометражом 15 минут.
За остальное спасибо, будем обсуждать до начала сезона.
Опубликовано Евгений ДолгихСр (05/03/2014 - 10:45)
конечно обсуждайте, я ведь не претендую на истину в последней инстанции, мне важнее, чтобы музыка в итоге не страдала и общая картина была четче.
не музыку подгонять под правила, а чтоб правила работали на музыку...
Опубликовано Міхаіл БараноўскіПнд (16/03/2015 - 09:55)
проект слышится скорее театрально-драматическим, чем музыкальным, поэтому и подзабылся.
дело в том, что я слушаю в первую очередь и главным образом - музыку. а в этом проекте весь "запал" ушел в драматическую подачу лирики. получился скорее бардовский принцип, но я бардовским творчеством практически не интересуюсь. не мое это. не воспринимаю.
но в проекте есть одна песня, которая сразу воспринимается именно как музыкальное произведение - это "Ой, грымi, грымi, труба". имхо все музыкальное оформление альбома "ушло" в одну эту песню. она хороша - к тому же музыка отлично соответствует тексту. в остальных треках слова и инструментал больше мешают друг другу, чем помогают.
Комментарии
Евгений
Евгений, я вам это говорил лично, но поскольку вы высказали свои претензии публично, то и я проговорю публично.
Структурировать музыку - дело неблагодарное, поскольку угодить всем тут невозможно. Данные правила существуют с момента основания портала в 2008 году: и насчет определения понятия "новый альбом" (что сыграло роль в случае с Naka Piano), и насчет определения "форматности" штатным жюри (что сыграло роль в случае с Fratrez).
Правила для всех едины и все эти годы эти положения всех критиков устраивали. Хотя случаев применения их хватало и раньше. Менять их в конце года (когда вы впервые заговорили об этом), "под кого-то", точно было бы нечестно и неправильно.
Но, как я и говорил, мы открыты для обсуждения. Ждем ваших конкретных предложений по правилам на сезон 2014 до 15 марта.
предложения
Дима, отвечу также публично и с удовольствием...
первое мое конкретное предложение, которое к тому же легко формализуется и реализуется, таково: - необходимо считать НОВЫМ, не издававшимся ранее материалом любую ЗАНОВО исполненную музыкантом какую-либо вещь - свежесочиненную или старую, свою или чужую, неважно. то есть, например, если имярек выпускает альбом, где он перепевает в акустике свой собственный СТАРЫЙ репертуар, то он разумеется, несомненно, должен считаться НОВЫМ альбомом. либо выходит альбом-посвящение с каверами - это тоже новый проект. короче говоря, новым альбомом не может считаться только сборка-антология старых версий песен, механически скомпилированных с ранее вышедших альбомов.
второе мое предложение: - во-первых, отказаться от подсчета количества вещей в альбоме (сейчас их должно быть не меньше семи почему-то... а что, если их там четыре, но довольно длинных?) и во-вторых, начать принимать к участию в рейтингах интересные EP - там встречаются действительно достойнейшие работы, которые концептуально выстроены и дают представление о творчестве музыканта не хуже, чем большой альбом. можно оставить ограничение по продолжительности - естественно, по двум вещам длительностью по пять минут трудно оценить, но если там двадцать минут полноценной музыки, то это уже вполне... вполне. нас ведь должно интересовать в первую очередь КАЧЕСТВО, а не КОЛИЧЕСТВО!
третье предложение: - по-иному считать введенный в прошлом году "проходной балл" для участия альбома в обзоре. сейчас балл (как я понимаю) считается как средний, но это имхо неправильно. можно легко "зарезать" что-то такое, что будет интересным для других экспертов, не только для штатных. предлагаю считать так - если среди всех предварительных оценок две или более равны или превышают шестерку - брать в рассмотрение.
ну и последнее - если уж в рейтинге участвуют такие проекты, как Ideainahead, Kazalpin, PortMone, и некоторые похожие, то может быть, стоит как-то уходить от понятия "неформат"... это самое сложное, ибо формализации не поддается. но подумать можно ведь?
Спасибо!
Могу сразу ответить по второму пункту:
а) количество вещей и хронометраж мы рассматриваем в сочетании - четыре композиции на 40 минут с большой долей вероятности будут считаться альбомом, поскольку с большим запасом выполнен критерий хронометража;
б) EP, подпадающие под описанные в правилах критерии альбома, мы рассматриваем. Важно не то, как релиз называет артист, а содержание диска. В 2010 году мы рассматривали ЕР группы Hasta La Fillsta, в 2013 году мы рассматривали ЕР группы The Blue Veins. С другой стороны мы не рассматривали в 2011 году альбом "Пульс" группы Amaroka, который включал 5 треков общим хронометражом 15 минут.
За остальное спасибо, будем обсуждать до начала сезона.
ок
конечно обсуждайте, я ведь не претендую на истину в последней инстанции, мне важнее, чтобы музыка в итоге не страдала и общая картина была четче.
не музыку подгонять под правила, а чтоб правила работали на музыку...
Цікава вашае меркаванне...
http://www.experty.by/content/gurt-nelga-zabyts-zap-sa-albom-na-vershy-b...
Дзякуй...
послушал...
послушал - вспомнил.... :)
проект слышится скорее театрально-драматическим, чем музыкальным, поэтому и подзабылся.
дело в том, что я слушаю в первую очередь и главным образом - музыку. а в этом проекте весь "запал" ушел в драматическую подачу лирики. получился скорее бардовский принцип, но я бардовским творчеством практически не интересуюсь. не мое это. не воспринимаю.
но в проекте есть одна песня, которая сразу воспринимается именно как музыкальное произведение - это "Ой, грымi, грымi, труба". имхо все музыкальное оформление альбома "ушло" в одну эту песню. она хороша - к тому же музыка отлично соответствует тексту. в остальных треках слова и инструментал больше мешают друг другу, чем помогают.
надеюсь, высказался понятно...
Міхаіл Бараноўскі
Міхаіл, трохі сачыце за тым, куды робіце пост. Навошта пытанне пра альбом 2014 года посціць пад топам за 2013?
Топ Яўгена за 2014 год знаходзіцца вось тут - http://www.experty.by/content/evgenii-dolgikh-lichnyi-top-10-belorusskik...
Дзякуй
Зразумела
Дзякуй, за адказ...
Наконт тэатральнасці спрачацца цяжкавата...))