Cенсация белорусского шоу-биза 1990-х гг. – лидер джаз-блюз-роковой группы Roublezone эмигрировал в Бельгию 13 лет назад, через два года после того, как коллектив получил четыре "Рок-короны" (включая главную) из шести и был у всех на слуху. В июле 2010 г. Олег впервые за эти 13 лет приехал в Беларусь, чтобы встретиться с друзьями и заявить о том, что он готов представить нашу страну на "Евровидении".
О том, что изменилось за эти годы в Беларуси и в его жизни, корреспондент "БелГазеты" беседовала с Олегом Минаковым – человеком, в 1995г. записавшим первый в истории отечественной звукозаписи компакт-диск, песни с которого до сих пор крутят по радио.
"ВСЕ ВПЕЧАТЛЯЕТ"
– Вы не были в Беларуси 13 лет, какой она видится вам сейчас?
– Пока у нас с Беларусью происходит букетно-конфетный период – все показывают только положительные свои стороны. Все друзья, которых я встречаю, демонстрируют мне, насколько все хорошо. Любопытная черта белорусского народа: закрывать глаза на плохое, когда показываешь свой дом гостям. Все говорят: смотри, как у нас все изменилось, как все хорошо. И реально – меня все очень впечатляет! Минск стал очень красивым в плане архитектуры. Люди, которых я встречаю через 13 лет, значительно улучшили свое материальное положение, у многих свой бизнес. В Европе не всем за такой период времени удается такого достичь – выходит, благоприятная почва в этой стране, как ни странно. Но это взгляд постороннего человека. Я не лезу в нюансы, но меня приятно удивляет здесь количество состоявшихся людей.
– Белорусские музыканты тоже стали состоятельными?
– Музыкантов я почти не видел. Был на "Славянском базаре", встречался со старыми друзьями – "Палацам", "Песнярамi" Дайнеки... Валера, старый мой друг, очень меня порадовал… Судя по тому, как он живет и концертирует, у него тоже все в порядке, и у "Белорусских Песняров"…
"ЕГО НЕ ЗНАЮТ, ТЕБЯ ЗАБЫЛИ"
– Два года назад вы хотели приехать в Беларусь с Гордоном Хаскеллом, который когда-то играл в King Crimson и пел в их первых альбомах...
– Мы с Гордоном подружились, оказавшись в музыкальном и духовном плане абсолютно "на одной волне"… Например, он начинал в группе King Crimson вместе с Робертом Фриппом, но он по натуре более тонкий, мелодист. А Фрипп – он же как Смольский! Это академист, он играет музыку для музыкантов, для него музыка – это фактически спорт: не из сердца, а из головы – высчитанная, технически мощная, грамотная. И у них была аналогичная ситуация, как у меня во время работы с Inspector! А Гордон – мягкий человек, он спел один альбом, а потом сказал: нет, не могу, и ушел, начал выпускать соло-альбомы.
У нас даже с контрактами были похожие проблемы: он такой же доверчивый, как и я, – подписывает, например, контракт, а его обманывают, получаются абсолютно кабальные условия... Мы решили,что нам обязательно надо выступить вместе, я пообещал привезти его в Беларусь и облажался. Я интересовался, кто у нас занимается привозом артистов. Сказали позвонить Гене Шульману, который почему-то сейчас "сидит". Гена сказал мне тогда: понимаешь, Джаггер, Гордона никто не знает, а тебя уже все забыли, так что я не представляю, как мы с тобой будем делать концерт.
– Боялись не собрать большую площадку?
– Так и не нужен нам был Дворец Республики! Мы хотели сделать обычное клубное выступление, уровня "Реактора". Там же Гленн Хьюз играл, например. Гордон очень камерный музыкант, клубного уровня. Но при этом красной нитью прошел через всю историю музыки. Из всех его историй, которые он мне рассказывал, меня больше всего поразила история про Хендрикса…
Когда американский хлопчик Хендрикс приехал в Лондон, ему надо было где-то жить и ходить по тусовкам. И он три месяца снимал комнату у Хаскелла, который его и вводил в музыкальную тусовку. Я его спросил, а как Хендрикс вообще в быту был? Он говорит: спокойней любого кота! Спокойный, тихий мальчик, скромный, как котик. Удивительная история! Хаскелл связан практически со всеми, а у нас его не знают…
– А с белорусами вместе что-нибудь делать хочется?
– Свой новый альбом я хочу записывать с группой "Яблочный чай". Они крутая команда, но к сожалению, играют сложную для обывателя музыку. Это про них анекдот: "Может ли джазовый музыкант стать миллионером? Может, если он вначале был миллиардером". Я хочу их использовать в своем проекте для того, чтобы их музыка стала мейнстримом, звучащим из каждого утюга.
"У ВАС ЕСТЬ ШАНС"
– Уже ходят какие-то слухи про "Евровидение", что вы хотите выступить там от Беларуси…
– Есть разные двери, ведущие в шоу-бизнес. И самая основная дверь шоу-бизнеса в условиях европейской ситуации – так, чтобы сразу "стреляло"! – как ни странно, именно "Евровидение".
– Первый раз вижу, чтобы кто-то это говорил!
– Возьмите любой проект, который побеждал там, он потом звучит на каждом углу! И Саша Рыбак, и эта немецкая девочка Лена! Это все – музыка, которая звучит в Европе, и она очень популярная. В Беларуси "Евровидение" приобрело странный статус, а ведь Швеция, например, именно из-за него стала великой музыкальной державой! "Евровидение" – кратчайший путь к популярности в Европе. Но, увы, это только европейская игрушка. Парадокс: Диму Билана в Западной Европе не "крутят" – победа есть, а песня никакая…
– Почему же он выиграл?
– Выиграть – не главное. "Евровидение" – это канал, через который можно о себе заявить. Ребята, которые от Латвии участвовали когда-то, Brainstorm, по сей день в ротации по всей Европе, а ведь они даже не выиграли. Должен быть хороший материал! И сейчас мне предлагают выступить от Бельгии – причем не в качестве автора или продюсера, я сам пойду в бой, потому что уже надо пускать тяжелую технику. И чтобы не получился Рыбак-2, я приехал сюда и всем заявил: хотите, я поеду от Беларуси? У вас есть шанс, воспользуйтесь им, иначе я пойду туда от Бельгии.
"А СЕЙЧАС – КАПУСТНИЦЫ!"
– У белорусов, даже с привлечением мастеров, ничего не выходит – вот у Фадеева не вышло…
– Фадеев чуть ли не единственный русский композитор, которого я обожаю. Вся эта "Джага-Джага", "Серебро", Савичева – сказочно красивая музыка. Но песня, которую он написал для белорусов, какая-то невразумительная. Вот у Савичевой была классная песня, только из нее устроили цирк с кордебалетом. Это тоже, видимо, славянская черта…
– У нас тоже сделали кордебалет с крыльями!
– Если бы не крылья, про белорусов вообще никто бы не говорил. Мы смотрели "Евровидение" по ВВС, и там ведущий классно стебал эти крылья, постоянно говорил: "А сейчас – капустницы!" Не важно, хороши крылья или плохи, зато об этом говорят, в шоу-бизе это главное. Это был коммерчески правильный трюк, если даже чувак из ВВС, когда пришел в "зеленую комнату", тоже надел крылья. Если бы еще и песня была получше, а то звучало что-то из 1990-х гг... А я знаю, какой должна быть эта музыка! Зачем находить каких-то исполнителей, чтобы учить их, как обезьянок, что-то делать, если уже есть человек, который все умеет? Почему бизнес 1970-х гг. был крутой? Потому что ходили продюсеры и искали таланты. А теперь ищут красивые лица. Группу "3+2" через полгода никто уже не вспомнит...
– Вы тоже попытаетесь подстраховаться при помощи запоминающегося трюка?
– Ни в коем случае. Только песня! И она должна быть такая, чтобы сразу цепляла! Я не хочу отсиживаться в кустах, зная, что тут происходит. Если не я, то кто же? Это не шутка. Я не слишком высокого мнения о себе, но мне интересно – кто? Нужно, чтобы исполнитель был с европейским менталитетом и хорошим английским языком, чтобы его не надо было учить. А тот же Елфимов – это просто человек, который умеет петь высокие ноты. Если мы проанализируем музыку суперзвезд – кто из великих пел высоко? Петь надо сердцем, а не голосом. И техника в исполнении не главное. Вот, кстати, показательный момент: ко мне ходят заниматься детки 14-16 лет – очень хорошие, любят музыку 1970-х гг., стесняются скачивать из Интернета и ходят в библиотеку, любят Эрика Клэптона и Led Zeppelin… Я дал им диск Смольского послушать, мол, хороший белорусский гитарист. Они послушали, говорят – хорошо, но очень быстро играет, устаешь слушать.
"ПРОШЛЫЙ СЕРЕЖА МИЛЕЕ НЫНЕШНЕГО"
– Чем спустя 13 лет видится вам группа Roublezone?
– На "Славянском базаре" я, помнится, в 10 утра выпивал с официантами, которые с восхищением вспоминали мою музыку: я был очень удивлен, что ее помнят! И по радио крутят! И не скажу даже, что это только благодаря 75%! Я бы сейчас там многое переделал – я там слова некоторые неправильно пел. А вот аранжировками я до сих пор горжусь. Недавно давал интервью на радио, поставили песню, и я думаю: какой кайф, во хлопцы дают! Как грамотно все сделали в этой пластинке – получилась музыка для всех: там и девочки для себя находят песни, и хлопцы.
– На "Рок-коронации-1996" вы передавали рок-корону "Ляписам", когда они именно что играли музыку "для всех". А теперь играют альтернативу...
– Сережа Михалок прекрасный, я к нему очень тепло отношусь, пусть мы и не были близкими друзьями. Его нынешние изменения меня радуют: он бодрый, активный... Хотя тот, прошлый Сережа, мне все-таки милее нынешнего. Мне еще почему это все так близко: я в ранней юности делал с борисовскими ребятами группу "В.О.С.", это было что-то похожее. Мы открывали газеты типа "Камунiстычная праца" и пели оттуда все подряд про колхозы и надои... Я даже до сих пор многое помню: "...і толькi гэтая луна мне ў рыла свяціла... i самагон піў п’яны рот..." Была у нас еще отличная песня про Антося: "Напіўся Антось, упаў у калодзезь, дасталі лядышкай яго. Ніяк мы не можам Антося адходзіць, ужо дзве нядзелі ляжыць, як г..но". Мы пытались заглянуть в душу простых белорусских хлопцев! А мне было всего 15-16 лет! Поэтому я в "Ляписов" и влюбился – они были воплощением моих детских грез.
СПРАВКА "БелГазеты". Олег Минаков родился в Борисове в 1964г., учился в Высшем военном училище (специальность – "военный психолог"), с детства занимался музыкой. В 1988-90гг. играл в группе "Проспект" при филармонии; с 1990г. по 1993г. работал с группой Виктора Смольского Inspector, выступающей в основном в Германии и Европе. После распада группы вернулся в Минск, где основал джаз-роковый англоязычный коллектив Roublezone. Группа и их альбом "Put Your Money…Now!" в 1996г. получили четыре "Рок-короны", тогда же выступили в Киеве на разогреве у Deep Purple. В 1997г. Олег с женой эмигрировал в Бельгию. Минаков имеет собственную студию звукозаписи, пишет песни для бельгийских артистов, часто выступает как соло-артист, дает частные уроки музыки, занимается белорусско-бельгийским проектом Tri Kola, готовит к записи сольный альбом.
Текст: Татьяна Замировская, "БелГазета"
Комментарии
поймать блуберда
Наблюдения за мувементом "Евровидения" да и всей музыкальной движухой Старого( впрочем и Нового)Света приводят к выводу о КРАЙНЕЙ НЕПОПУЛЯРНОСТИ МЭЙНСТРИМОВОЙ ИРЛАНДСКО-БРИТАНСКО-АМЕРИКАНСКОЙ МУЗКОНЦЕПЦИИ. Случаются эпизодические демарши ностальгирующих по "несвоей" эпохе мальчиков типа "волф мазер" и "велвет револвер". Значительно успешнее живут "Мaktub", "Sixun"(сюда надо отнести полу-танцевальников "Марчиба", "А-3" и др.) и различная европейская "лимитА", говорящая на английском(и др. титульных языках) с турецким, арабским и др. акцентами. Еще лучше дела обстоят у различных Ману Чао, Горана Бреговича, Э.Кустурицы. Думаю, по причине того, что хочется чего-то не столь надоевшего, как конвейерный поп-рочок или балладки севентиз. Гранды рока едва ли попали бы в 10 (первых мест), - уж больно предсказуемы почерки. И кроме того: Синдром Ласкового Мая является глобальным явлением, - "там, у них" каждый год вырастают свои Шатуновы, которые порвут публику( ПО НЕПРЕДСКАЗУЕМЫМ ПРИЧИНАМ)...Сложно, ох сложно поймать блуберда...
Свежо предание
А у меня интервью оставило двоякое ощущение. С одной стороны я полностью согласен когда Джагер говорит правильные вещи про музыку: что петь надо от сердца и музыка это -не чисто математика. Но с другой, если у него там за бугром все "пучком", то зачем тогда приехал обратно в РБ предлагать свои услуги на Евровидение, если от Бельгии так легко ему выступить?
Барин приехали!!!
Ну, наконец-то, свершилось! К нам вернулся друг Гордона Хаскелла!! Вальяжный, самоуверенный, знающий все и вся! Быстро провел маркетинг, определил, где тонко, и почему рвется и, слава Богу, снизошел до того, чтобы утереть нос европейским сатрапам-экспертам. На белом коне, в сверкающих доспехах - даешь Евровидение!!!!
Только, что-то смущает в этой браваде...
Бонапарт Наполеон говаривал: " Если офицер не убит к тридцати годам в битвах и сражениях,то он не офицер, а тряпка". Не пора-ли на покой, г-н Минаков?
Чего Вы добились-то, к своим 45-ти годам? Получили четыре короны от таких же, себя "короновавших", знатоков-экспертов? Интересно, знают-ли об этом, толстосумы из Sony,
EMI и прочих, непонятно как существующих без Ваших треков, лейблов?
Скромность, как свойство характера, напрочь отсутствует у господина из
Бельгии с претенциозным псевдонимом.
А Вы сходите на прием к нашему Президенту, и скажите, что мол хватит, набоялись!!! Еду славу для Беларуси добывать!!! Ну, а не получится? Что тогда? 24 часа на сборы и обратно в Бенилюкс? Если выпустят..))) Да!!! И еще кулаком по столу... бац! или я (т.е., мы, Николай II) еду на "Grammy"... тьфу, на "Евровидение", без всяких конкурсов-отборов, или стану бельгийским героем, и сыр назовут моим именем!!!
А чему Вы солдат учили, будучи офицером-политработником? Наверняка, поносили проклятых буржуинов! По-что, гады, замучали Мальчиша-Кибальчиша!!!
Ничего личного.)) У нас свободная страна )), и я облек в буквы свои мысли.
Успешного выступления Вам на "Евровидении" 201... года!!!
P.S. Хотите поставить "на уши" Европу, а размещаете свои треки на любительских сайтах, типа "Неизвестный гений". ))) Вместе с песенками полупьяных бардов и имеющих, весьма смутное представление о музыке, фрезеровщиков-вокалистов.))) Справедливости ради: не все на этом сайте такие, но их большинство.
Такія рэчы трэба пісаць не
Такія рэчы трэба пісаць не пад нікам, а ад уласнага імя. Інакш -- гаўняцом аддае... І зайздрасьцю
Я не в восторге
Я не в восторге от заявлений товарища Джаггера, но с Дмитрием Подберезским абсолютно согласен.