Представитель Польши в рамках жюри иностранных экспертов – Роберт Санковски. С начала 2000-х по настоящее время – музыкальный обозреватель крупнейшего польского ежедневного издания Gazeta Wyborcza. До этого работал журналистом и редактором различных музыкальных и молодежных изданий, включая Tylko Rock (1991-1999), Bravo (1999-2003).
Складывается впечатление, что белорусская музыка все еще находится в поисках своего лица, находясь между влияниями более динамичного российского музыкального рынка, своими собственными традициями и трендами западной поп-музыки. Я весьма удивлен, что последнее влияние так редко встречается среди белорусских альбомов 2010. К тому же, кто сказал, что имитация англо-саксонских музыкальных течений – это единственный способ создания собственной поп-музыки?
Белорусские артисты как будто бы пытаются говорить своим собственным голосом, но чем ближе они к поп-музыке, тем менее интересными, современными и подлинными кажутся их творения. Судя по альбомам, выпущенным в 2010 году, в Беларуси доминируют – по крайней мере, количественно – поп-записи достаточно низкого качества. А самые интересные вещи, судя по всему, происходят там, где популярная музыка смешивается с андерграундом и другими неожиданными направлениями.
1. Мох "Миллиард желтых птиц" – слушать
Праздник новизны и оригинальности. В лучшие моменты "Мох" вызывает отдаленные сравнения с Air, Telepopmusic и даже легендами андерграунда – группой Suicide. Вместе с тем, все эти дешевые звуки, лоу-фай-продакшн, странные мелодии и элементы олдскула напоминают вполне конкретные никчемные хиты и ТВ-саундтреки из середины 80-х. Я верю в то, что все эти сходства совершенно сознательные. Именно они превращают прослушивание этого альбома в одновременно странный и интригующий опыт.
2. Testamentum Terrae "Angleza" – слушать
Похоже, что многие белорусские артисты в 2010 году пробовали использовать в своей музыке фолк-влияния, но именно Testamentum Terrae лучше других знали, как сделать такое сочетание привлекательным. Архаичные инструменты, аутентичные голоса и мелодии – радикальность их обращения к корням превращает прослушивание этого альбома в путешествие по забытой, неизвестной, но очень красивой стране. И мне даже все равно, настоящий ли это белорусский фольклор или выдуманный. Особенно, когда в последней композиции Testamentum Terrae смешивают старинные и современные ритмы и влияния, заставляя эти отзвуки прошлого звучать очень современно.
3. The Silicon "Desert Storm" – слушать
Добро пожаловать в мир гаражной музыки 60-х. Тут и серф, и рокабилли, и даже немного твиста. The Silicon вызывают духов Дика Дэйла, группы The Tornadoes и целого ряда других инструментальных коллективов, чьи записи продюсировал легендарный Джо Мик. При этом результат совсем не звучит, как ретро – когда группа начинает играть серф-версию "Hava Nagila", вы просто не можете не рассмеяться. В целом музыка The Silicon достаточно сюрреалистична, чтобы оказаться в саундтреке к следующему фильму Тарантино.
4. Hvarna "Кола вяртанняў" – слушать
Старые времена встречаются с новыми. Hvarna смешивает этнику, фолк и современные технологии, благодаря чему этот альбом очень белорусский и, вместе с тем, по-настоящему интернациональный. Честно говоря, этническая сторона данного проекта мне нравится больше – когда музыканты Hvarna погружаются в прошлое, они выдают совершенно фантастические меланхоличные мелодии, спетые необработанными голосами. А вот в рамках электронных пейзажей они звучат более гладко и предсказуемо. Но в лучшие моменты они звучат завораживающе и вдохновенно.
5. Мутнаевока "Пошлы гламур" – слушать
Вот как должна звучать тяжелая музыка в 2010 году. Качественный звук, хороший продакшн и достойный материал, выстроенный по определенной драматургии – это современная рок-музыка. Что это – пост-грандж, ню или альтернативный метал? Не играет роли до тех пор, пока "Мутнаевока" выдает хорошие риффы и интересные мелодии.
6. Pananieba "На Балоце" – слушать
Pananieba звучит так, будто у ее музыкантов слишком много идей для одной записи или будто кто-то слишком сильно пытается показать свою разноплановость. Но в целом это все же скорее достоинство, чем недостаток. Здесь чуть хип-хопа, там чуть скрэтчей, а также джазовые мотивы, психоделические биты, немного фанка и славянская мелодия, спетая милым девичьим голосом. Все оттенки белорусского хип-хопа в одном альбоме?
7. Termin X "Што дае нам магчымасць дыхаць" – слушать
Еще один хороший пример современной рок-музыки. Termin X хорошо знают современные тенденции – звучание этой группы сочетает в себе альтернативный и ню метал, а также эмо. Почти все здесь – исключая, пожалуй, лишь некоторые вокальные партии, которым несколько не хватает мощи – как надо. Парни, вы сделали свою домашнюю работу достаточно хорошо.
8. Лявон Вольский "Белая яблыня грому" – слушать
Один из самых известных в Польше белорусских музыкантов попытался зазвучать по-другому, однако из-за своей разноплановости сольный альбом лидера группы N.R.M. получился несколько запутанным. Тем не менее, какой бы стиль или жанр он ни использовал в своей следующей песне – поп-панк, метал, фолк, электроника – это придает его музыке силы и красок. Даже несмотря на то, что я понимаю лишь отдельные слова в его песнях, я могу поклясться, что он пытается сказать нам что-то очень важное.
9. The Stampletons "The Stampletons" – слушать
Никто уже не играет такую музыку, но кто-то забыл сказать об этом The Stampletons. Эта группа настолько идеально вписалась бы в легендарный Cavern Club в качестве разогрева для The Beatles образца 1962 года, что при прослушивании этого альбома задаешься вопросом: они это все на полном серьезе делают или это просто шутка? The Stampletons звучат архаично, но их самозабвенность в сочетании с любительским звуком и наивной музыкой не может оставить равнодушным.
10. Татьяна Белоногая "Ніткі" – слушать
Не так легко удерживать внимание слушателя на протяжении альбома с помощью всего лишь голоса и акустической гитары. Белоногая успешно справляется с этой задачей. Ну, почти. Потому что некоторые из ее песен слушались бы гораздо лучше в более насыщенных аранжировках. Тем не менее, слушать ее настолько приятно и легко, что легко об этом забываешь. Несколько десятилетий назад кто-то в Польше начал называть подобное сочетание акустического звучания и вдохновенного вокала "музыкой из страны мягкости". Татьяна бы прекрасно подошла этой стране.