"А что, в Беларуси уже есть музыка?" – этот вопрос я не раз слышал в разговорах с людьми, которые вроде бы должны в ней разбираться. Действительно, абсолютное большинство знает про белорусскую музыку следующее: это такая музыка, из которой можно делать концерты "За Беларусь!", можно – "Дажынкі" или просто оформление ко Дню города.
Есть еще "какой-то андеграунд", сидящий по подвалам, в которые заглянуть страшновато. Такая музыка называется "неофициальная".
В Беларуси это часто бывает – что-то начинает делиться на официальное и неофициальное. С музыкой – то же самое. Ее никто не запрещает, в подвалах она уже давно не сидит, но ее стараются не замечать. Иногда случаются странные вещи – неофициальное может стать широко признанным, т.е. официальным. Но большинство остается в своем метафизическом подвале. На Западе или даже в России наши "неофициальные" музыканты часто популярней, чем на Родине. Чтобы выяснить, как сложилась такая ситуация, "Ежедневник" пообщался с известным музыкантом по имени "Атморави", который недавно выпустил шестой альбом, не уступающий по качеству европейским релизам.
"Главная проблема для нашего музыкального рынка и для самих музыкантов – то, что музыку можно абсолютно бесплатно и незаконно выкачать из интернета. Наше законодательство не предусматривает способов борьбы с сайтами, нелегально распространяющими записи. Таким образом, заработать что бы то ни было на сочинении и исполнении песен практически невозможно", – считает музыкант.
Действительно, популярность лозунга "Искусство должно принадлежать народу" у нас пока еще очень высока. И на человека, покупающего фирменные диски, у нас часто смотрят как на ненормального или скрытого миллионера – зачем что-то покупать, когда в интернете оно все появляется намного раньше и соблазнительно плохо лежит. В итоге денег с продаж музыкант получает до обидного мало, а вопрос, за какие такие жить и записываться, остается открытым.
"Ни один бизнесмен не будет вкладывать деньги в музыку, потому что выгоду тут получить невозможно. Многие говорят: "Нужно, чтобы был меценатом тот, кто оплачивает музыканта". Если мы идем этим путем, то получается, что содержимое определяет вкус какого-то небольшого количества людей… Их вкус и будет определять медийное пространство. Классический пример работы мецената – Анжелика Агурбаш. С невыгодностью вложений связано еще и то, что крупные артисты не приезжают в Минск с концертами. Например, нет смысла привозить в Минск группу Muse. Они спросят, как там ситуация с продажами. А в Минске альбомы не продаются. Естественно, музыканты захотят гонораром окупить потенциальные продажи альбомов и расходы. Если мы хотим бесплатно скачивать музыку – придется отказаться от концертов", – говорит Атморави.
Да, в этом плане нам до наших ближайших соседей: России, Литвы, Украины – еще очень далеко. В Беларусь, как известно, привозят только тех, кто стоит недорого и в рекламе не нуждается. Что интересно, эти два критерия очень часто совпадают. Не нуждаются в рекламе у нас почему-то те, кто на Западе чаще всего давно забыт, а у нас дорог меломанам по старой памяти – с тех пор, когда деревья были выше и трава зеленее. Вот, например, группа Nazareth приезжает в Беларусь каждый год – хоть во Дворце Республики поиграть, хоть на "Славянском базаре" мелькнуть, а в Великобритании они уже давно не нужны. У нас же наоборот – то, что происходит здесь и сейчас, это "уже не то".
"У нас, по большому счету, никому ничего не интересно. Есть какие-то значимые культурные явления, например московская группа "Барто", она и в Москве не собирает людей. При всей своей скандальности. Судя по всему, на нашем постсоветском пространстве люди ходят не на концерты, а посмотреть на кого-то "из телевизора". На концертных площадках плохой звук, плохой свет, никакого оформления. Можно сделать хорошо – только оно не окупится. Возможно, нужно делать максимально дешевые билеты – чтобы люди пришли просто посмотреть "что это такое". И публику эту надо поразить – этим должны заниматься не только музыканты, но и организаторы. Но вопрос опять же упирается в деньги", – поделился своими наблюдениями Атморави.
Если взять принцип популярности "из телевизора", то надо разобраться, что в этом самом телевизоре показывают. Выясняется, что белорусы даже на отечественных каналах появляются мало, да и в основном одни и те же (это если брать основные телеканалы). В остальное время там катаются на коньках. Радио выглядит либеральнее, но его после пресловутых 75% белорусской музыки не так уж и слушают. Музыкальных СМИ в стране практически нет…
"Дело в том, что экономика у нас вся строится по принципу "разрешить–запретить". Например, кому-то разрешают продавать песок. Этой конторе реклама не нужна – все равно всем остальным запретили. Если таких контор десять штук – тогда уже нужна реклама. Это касается и музыкальных СМИ, которые в Беларуси не конкурируют. Если есть что-то одно, какая разница, какого оно качества? Если бы речь шла только про экономику – принцип этот вездесущий. В частных беседах некоторые люди говорят, слушая музыку: "Такому надо запретить петь". Это как так? В "СБ" провели "круглый стол", и Александра Гайдук сказала "Выпускать на сцену можно только людей с профессиональным образованием". По такому принципу ни The Beatles, ни Боба Дилана мы бы никогда не услышали…" – продолжает музыкант.
Конечно, "неофициальных" музыкантов "в телевизор" не берут, альбомы их нужно искать где-то вне крупных магазинов, реклама появляется только на определенных сайтах. Поэтому просто найти послушать кого-то из белорусов достаточно сложно. Да и искать лень.
"Два моих альбома изданы на West Records, но эту компанию нельзя считать лейблом в западном понимании слова. В Беларуси нет лейблов – никто не занимается продвижением артиста, рекламой, проталкиванием на рынок. У нас зарабатывают на оптовой продаже дисков. Я не вижу смысла сотрудничать с ними дальше. Издатели лишены возможности продавать диски вне Минска. Поди купи диски "J:Морс" или "Ляписа Трубецкого" где-нибудь в Жлобине. Я не могу у нас пойти и сказать: "Давайте я вам заплачу деньги, а вы мне сделайте тур по Беларуси". Я на концертах больше продаю, чем в магазинах", – говорит Атморави.
Все эти проблемы, возможно, будут когда-нибудь решены, по крайней мере, очень хочется в это верить, ведь кроме "J:Морса" и "Ляписа Трубецкого" у нас еще много талантов. А пока на вопрос "А что, в Беларуси уже есть музыка?" будем отвечать: "Есть". А после искать ее по клубам и квартирным концертам.
Оригинал статьи на сайте интернет-газеты "Ежедневник"
Юрий Усков
Комментарии
В целом
В целом согласен с Атморави,кроме одного.Насчет продаж на концертах.На концертах действует совсем другая атмосфера,поэтому и продажи больше,а в магазине человек подумает в спокойной обстановке купить или выкачать нужную музыку.
Атавізм - каланіялізм
эхе, рабяты, вы ж прычыну з'явы шукаеце не там, дзе трэба было шукаць. а шукаць яе трэба ў галовах, у якіх пануюць рудыменты каланіяльнай свядомасці. пры такім раскладзе вартымі ўвагі творамі культуры робіцца пераважна тое, што нараджаецца ў метраполіі. для таго ж Атмараві Беларусь усяго толькі правінцыя, якую ён не адасабляе ад Расіі. і што ў такім разе вам хочацца, панове?
стандартный набор глупостей
Каждый раз, читая подобные размышления Атморави, я поражаюсь - как начитанный (по части шоу-бизнеса) человек вроде него может настолько не разбираться в ситуации. В данной статье могу согласиться по сути лишь с заголовком, но он на откровение не претендует. Ниже обозначу лишь самые вопиющие моменты текста.
- "Главная проблема для нашего музыкального рынка и для самих музыкантов – то, что музыку можно абсолютно бесплатно и незаконно выкачать из интернета" - Не надо выдавать личную интимную проблему номер один за общую. У нас не настолько развит Интернет, у нас по сути нет пиратских mp3-порталов, как в той же России. Есть гораздо более глобальные проблемы - от практической сложности проведения концертов до общего бизнес-климата, в результате которого у нас очень мало фестивалей проводится даже в Минске, из-за которого у нас клубная культура живой музыки слабо развита. Именно концерты всегда в основном кормили музыкантов, а не диски. Именно на сцене музыканты растут, а не в студии. Отсюда и уровень музыкантов и качество/количество записей. А не из-за интернет-пиратства.
- "Например, нет смысла привозить в Минск группу "Muse". Они спросят, как там ситуация с продажами. А в Минске альбомы не продаются. Естественно, музыканты захотят гонораром окупить потенциальные продажи альбомов и расходы" - Опять же откровенная глупость. Два главных фактора для привоза западного артиста - оплата гонорара и наличие с нашей стороны надежного партнера/опыта. Никакие продажи дисков никого не волнуют. Причем процесс получения статуса надежного партнера постепенный - нельзя сразу привезти тех же U2. Надо сначала привезти The Prodigy. Но и убедить The Prodigy приехать сюда тоже нифига не просто. Есть свои предварительные проверочные стадии.
- "Два моих альбома изданы на "West Records", но эту компанию нельзя считать лейблом в западном понимании слова. В Беларуси нет лейблов – никто не занимается продвижением артиста, рекламой, проталкиванием на рынок. У нас зарабатывают на оптовой продаже дисков. Я не вижу смысла сотрудничать с ними дальше". - Вот странная история... Разумеется, что "Вест" - не "EMI", но с независимыми западными лейблами более чем сопоставим. Причем, на мой взгляд, именно благодаря выпущенным на нем двум релизам (а также пресс-конференциям, продаже дисков в "Мистерии" и прочим вроде-как-минимальным вещам) Атморави превратился из андерграундной абстракции (каких у нас много) в какую-то осязаемую публичную фигуру. Потому что даже мне (хотя я за любую ниточку информации цепляюсь, чтобы затем на тех же Экспертах это было освещено) про другие релизы этого безусловно интересного (без иронии) артиста слышать ничего не приходилось. В том числе про шестой альбом, которому посвящена данная статья. По-моему, это и есть объективный показатель адекватности данного текста и позиции артиста Атморави вообще :)
Я очень давно
Я очень давно чрезвычайно тепло отношусь к творчеству и личности Атморави, но тут скорее соглашусь с Безкоровайным. А именно в том, что Рави свою частую проблему гиперболизирует до уровня "главной". Я это слышу уже давно и мне это все более кажется комичным. По-моему гораздо проще изменить стратегию собственной раскрутки и развития, чем год за годом ныть, мечтая о "западной модели", которая по всему миру загибается. И слава Богу. Слава Интернету! - это как по мне. Если хочется раскрутиться, Интернет предоставляет для этого гораздо больше возможностей, чем какой бы то ни было лейбл. Была бы фантазия! И денег можно заработать там же на своей музыке больше. Рави, хочешь расскажу как?..
На Интернет не стоит пенять, его надо использовать. Другое дело, что во многом из-за глобальной сети что-то в этом мире изменилось. Перенасыщение информационного пространства. Те, кто жаждет информации, музыки и т.д. - быстро захлебываются в Интернете и растворяются в нем. В результате имеем слой апатичного, безымоционального потребителя информации. Вот что страшно. Людей стало трудно порадовать и трудно огорчить. Время изменилось. И видимо, для этого времени надо найти свои сверхслова и сверхзвуки, если говорить о песнях. В этой головоломке должен быть ключик и тот кто его найдет - будет на коне и может быть откроет новую эру.
2balahon, подход к творчеству со стороны идеологии, опять же, - обнажение собственных больных проблем и комплексов. Может давайте уже начнем любить песни, стихи, музыку не за то, на каком языке они написаны и где, а за то величие духа, которое автор демонстрирует в своих произведениях, за глубину и силу его переживаний? Люди, заслуживающие любви, есть во всех народах, религиях и на всех континентах. Так и в творчестве - давайте наконец начнем обращать внимания на то, что достойно любви, каким бы оно не было по форме, цвету кожи и языку. Настоящие ценности - едины, и Бог один. Понимаете вообще, о чем я?
--Я модный свет ваш ненавижу!--
Без пірацтва
Без пірацтва слухалі б у нас Антонава і гурт "Сябры". Цікава, для каго б тагда Раві спяваў...
Шум, я ўвогуле
Шум,
я ўвогуле не пра мову.
Я понимаю, что
Я понимаю, что вы хотели обратить внимание на особенности имперского мышления. Только кроме привычного "слухай свае" я не нашел в вашем высказывании особой логики. Во-первых, не согласен с тем, что идет ориентация на метраполию. Метраполии нечем стало хвалиться, а потоки информации, некогда проистекающие из метраполий, теперь имеют множество полюсов. Ну скажите, вы ориентируетесь на московские дела? Или на европейские? Думаю, что нет. И я нет, более того - старательно обхожу все громкие однодневки, потомоу что не хочу быть окультуренным бараном, типа "поколения АФИШИ", которые ориентируются на вкусы измученных богемных эстетов. И большинство нормальных (может, и не сильно культурных) людей этим не страдают. А бараны были и будут всегда. Что из-за них переживать?
"Для таго ж Атмараві Беларусь усяго толькі правінцыя, якую ён не адасабляе ад Расіі" - это, мне кажется ваша придумка.
Исходя из статьи ясно, что АТМОРАВИ - жертва. По вашему - жертва "колониальной свядомасци". Тогда почему вы вдруг ее стали судить? Где логика? Абсурд...
АТМОРАВИ - космополит. Он бы не против влиться в богемную туссовку Москвы, но только потому что это ЛОГИЧНО. Почему бы и нет? Точно так же АТМОРАВИ смотрит и в сторону Киева и любую другую сторону, где его песни могут быть нужны. Претензии в том, что он помогает своим песням обрести слушателя?.. Или ему надо здесь по Быховам-Жлобинам-Пинскам кататься, а не по Москвам? ТАК АТМОРАВИ это и делает!!!!!!! В отличие от подавляющего большинства белорусских "свядомых" музыкантов, которые без бабла с БУДЗЬМЫ свою попу от стула не оторвут.
--Я модный свет ваш ненавижу!--
Касмапалітызм,
Касмапалітызм, які вызнае Атмараві, замыкаецца на Расіі. Ягоны космас (свет) - гэта выключна Расія, ад якой ён не адрознівае Беларусі, што добра заўважана ў яго артыкуле пра пірацкія касеты альбомаў Алы Барысаўны.
У выпадку з нашым сярэднім слухачом не даводзіцца казаць не тое, каб пра нацыянальную свядомасць, а нават пра свдомасць краёвую. Калі б усё было завязана толькі на мове, дык беларусская афіцыйная эстрада мусіл карыстацца шалёным попытам. Але ж гэтага няма: у масаым парадку слухачы аддаюць перавагу Баскаву, Кадышавай, Стасу Міхайлаву і г.д. Для таго, каб слухач звярнуў увагу на кагосьці з беларускіх музыкаў, апошнім трэба ці вышэй сракі скочыць (выкшталцоны трук!) ці здабыць легітымізацыю праз раскрутку ў Маскве. Я маю на ўвазе шырокую вядомасць і шырокае прызнанне, а не аналгіныя з'явы лакальнага характару.
Мне кажется,
Мне кажется, что проблема все-таки в нашей эстраде - раз :) Я не могу слушать белорусскую эстраду не морщась и не хватаясь за голову. Мне постоянно кажется, что белорусская эстрада играет не в свою игру, и значит - не имеет своего лица, заменяя его лицом "управления культуры". Проблема два - это все же способность медия-структур преподнести это "лицо" московской эстрады, каким бы уродливым оно на самом деле не было. Из паталогических уродов, типа Зверева, Собчак или даже Баскова им удается сотворить культ. Этому стоит поучиться, чтобы хотя бы уметь преподнести собственное лицо. ЛЯПИСАМ ведь удалось...
У АТМОРАВИ есть свое лицо. И оно не срисовано с московских образчиков. Наоборот. Идолы АТМОРАВИ, насколько мне известно - качественная западная поп-музыка, а не российская. И модель раскрутки Рави берет западную, пытаясь пересадить ее на нашу бескультурную почву. Песенки духовными корешками, особенно из ЧЕРТОПОЛОХА уходят в Индию, в учение Ошо и прочие пост-буддийские и пост-хиппейские мировоззрения, о которых я не осведомлен настолько, чтобы тут говорить. Рави - духовно богатый человек, умный человек... И в конце концов наверное имеет право на собственные взгляды.
--Я модный свет ваш ненавижу!--