Музыкальная журналистка Татьяна Замировская о концерте памяти Святослава "Света" Ходоновича в статье для "БелГазеты": "Здесь все получилось так, как нужно. Группы играли, а иногда вдруг звучал записанный голос Света ("Спасибо, очень приятно, добрый вечер всем! Я так рад вас видеть - давно, давно не был здесь!") - и было такое ощущение, что он где-то недалеко".
20 сентября в Минской филармонии прошел концерт памяти белорусского музыканта Святослава Ходоновича, лидера группы Svet Boogie Band, которого не стало год назад.
Святослав, или Свет, как его все называли - музыкант, который не оставлял равнодушным никого. Он имел успех не только на международных блюзовых фестивалях и не только в блюзовых клубах - на его концерты шли, чтобы послушать его самого, а не блюз. Многие поклонники Svet Boogie Band и полюбили блюз только потому, что его любил Свет - не полюбить блюз, глядя на этого человека, было невозможно.
Свет был блюзменом N1 в Беларуси - это очевидно. Все остальные группы, играющие в его честь его песни, были искренними: сопереживали, передавали Свету привет и даже предполагали, что он "слушает их сейчас" или где-то там, на небесах, "играет с лучшими музыкантами мира". Но было заметно, что большинству из них чуть-чуть чего-то не хватает.
Свет был гармоничным, целостным, проживал на сцене каждую строчку. Это была музыка без единого недостатка - человек, ее исполнявший, обладал невероятной харизмой. В кавер-версиях белорусских групп чувствовалось - все хорошо, но многого не хватает. Свет отдал блюзу все - но без него блюз остался осиротевшим. Парадокс: все говорили о том, как Свет повлиял на развитие белорусского блюза; но без него это развитие теряет смысл. Он умудрился записать несколько потрясающих дисков и дать невероятное число удивительной энергетики концертов; пожалуй, это всё. И пожалуй, ни одна блюзовая группа не сможет это повторить - блюз сам по себе отличная музыка, но сам Свет был намного сильнее блюза. Не случайно одна из его последних композиций называется "На блюз уже нет времени" и записана в нехарактерном для него стиле фанк-лаунджа.
Поэтому на сцене филармонии состоялся именно вечер блюза - целостный и искренний. Ведущий Дмитрий Подберезский говорил со сцены теплые и очень личные слова - было заметно, что он до сих пор искренне переживает случившееся. После выступления группы Flat он даже пошутил: "Нехорошо, наверное, так говорить, но видимо, если бы не Свет, группа Flat никогда не вышла бы на сцену филармонии".
Надо отдать музыкантам должное - все они искренне старались отдать дань памяти творчеству Света. Зрителям очень понравилась милая девушка в желтой шляпке, Ирина Тищенко, и ее проект "Miss Silence". Ирина спела веселую песенку Ходоновича "Big Fat Mama" как-то совсем бесхитростно и живо. Был в ней проблеск абсолютной искренности, близкой к наивности, - она даже не нашлась, что сказать про Света, смущенно объявив, что они "совсем молодое поколение", и пообещав "продолжать дело Света". Александр Цыганок, "отец-основатель гомельского блюза", по версии Подберезского, профессионально, но чуть механистично спел одну из ранних вещей Света - "Little T". Road Dogs спели "Bon Nuit" - самую грустную вещь Света, превратив ее в ритм-н-блюзовую балладу. Очень живым оказалось выступление саксофониста Павла Аракеляна. "Музыкант, честно говоря, такого же сорта, как и Свет", - признался Подберезский, видимо, имея в виду огненный темперамент Аракеляна. Павел со своей группой Outsiders не пел каверов, зато устроил настоящую феерию. Саксофон в руки он так и не взял: играл на рояле.
В абсолютный восторг привело зрителей выступление Blackmailers Blues Band, группы из Владимира, давних близких друзей Святослава. В память о друге они сыграли одну из самых зажигательных его композиций - "Look What You Get Girl", причем так же ярко и солнечно, как это делал Свет - казалось, если группа продолжит играть, то в конце концов все снова станет так, как прежде, и Свет окажется вместе с ними на сцене.
В холле филармонии была выставка фотографий Света. Грустный мим во фраке играл на флейте, мимы повеселее бродили среди фотографий (среди организаторов концерта - театральные режиссеры), продавались диски. Но в антракте зрители молча столпились перед огромным экраном в холле - там Свет играл, пел, подпрыгивал за роялем, дудел в гармошку, хохотал и улыбался зрителям.
Редко удается устроить концерт памяти так, чтобы он не выглядел излишне сентиментальным или официозным. Здесь все получилось так, как нужно. Группы играли, а иногда вдруг звучал записанный голос Света ("Спасибо, очень приятно, добрый вечер всем! Я так рад вас видеть - давно, давно не был здесь!") - и было такое ощущение, что он где-то недалеко. Во время концерта на экран проецировались фотографии разных городов и стран, сделанные им, видимо, для того, чтобы зрители могли посмотреть на мир его глазами.
Сами участники группы Svet Boogie Band так и не выступили. Возможно, посчитали, что это будет слишком тяжело. Барабанщик группы Алексей Золотов выступил как часть бенда Сергея Курека. В финале на сцене все же оказались музыканты, в разное время участвовавшие в составах Svet Boogie Band: Павел Аракелян - за фортепиано, Алексей Золотов - за барабанами, вместе с крайне мрачным мэтром белорусской блюзовой сцены Артемом Кричевским. Это был единственный бенд, выступивший молча, не объявивший ничего и не произнесший памятных слов. Артем просто спел "Nothing But Love" - песню, которую они сочинили вместе со Светом. Спел туманно и грустно, не играя при этом на губной гармошке, хотя это его фирменный инструмент: просто стучал в тамбурин. Возможно, этим он хотел подчеркнуть отсутствие Света, сделав его зримым и ясным и в то же время настолько нелепым и противоестественным, чтобы позволить зрителю представить и поверить: сейчас на сцену вот-вот выбежит Святослав со своей губной гармошкой и начнет пыхтеть в нее, как сверхскоростной поезд, и зал загудит и завибрирует, будто перед землетрясением.
…Концерт назывался "Ничего, кроме любви" и не случайно начинался фрагментом пьесы Джона Леннона "Love Is Real", которую Свет в 2003 г. сыграл на стареньком пианино. В финале концерта одно из произведений Света исполнил на органе мастер органной музыки. Это торжественное, монументальное и величественное гудение органа фактически было всего лишь отдаленным, тихим и черно-белым эхом этого старенького дребезжащего пианино из прошлого.
Оригинал статьи на сайте "БелГазеты".
Об авторе:
Журналистка, писательница. Родилась 11.04.1980 в Борисове. Окончила факультет журналистики БГУ (2002), аспирантуру (2006). На постоянной основе сотрудничала с изданиями: "Музыкальная газета" (журналист, обозреватель, 1997-2007), газета "Молодежный проспект" (обозреватель, 1998-2001), журнал "Наш" (Днепропетровск, Украина; обозреватель, 2002-2007), журнал "Джаз-квадрат" (редактор, 2002-2003), журнал "Развлечения и отдых" (обозреватель, 2004-2006), журнал "Доберман" (редактор, 2008-2009), "БелГазета" (обозреватель, 2005 - наст. время).